Здесь будут частично повторы двух файлов: «основное» и «воспоминания о СШ-1». Просто я писал их в разное время и по разным поводам. Отредактирую (уберу повторы и многословия) потом, если успею.
Я был учеником нескольких школ. В первый (1В) класс я поступил в Усть-Омчуге, второй и третий провёл на Дусканье, с четвёртого (4Г) по седьмой (7?) снова учился в Усть Омчуге (ТСШИ), восьмой (8Б) провёл на Оле. И только заканчивал обучение (9А и 10А) в Магадане (СШ-1). Жил (в школьные годы) на Чалбухане, Дусканье, Оле, 23 км и в Магадане (в совхозе «Магаданский»).
ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ В ШКОЛЕ
Больше я написал здесь про магаданскую школу. Так получилось случайно.
Я — один из 134 выпускников первой школы 1967г. и один из примерно 5000 её учеников 1937-1990 гг.
Нашу школу бросили (променяли на новую) и сломали. «Погубили и, как я полагаю, намеренно» (В. Каверин). Пользуясь возможностями депутата, директор постоила для школы новое здание. Из-за этого ремонтом старого здания никто не занимался. Преданное здание стояло без ремонта долгие годы. Потом наступила горбачёвская перестройка и безденежье…
Школу построили в 1937 г. (за 3 года), освободили для ремонта — в 1983 г., разнесли по кирпичику в 1992 г. (за один год). Чтобы освободить место, выкопали даже фундамент. Место в центре города тут же и продали (кому и за сколько — тёмная история).
От школы не осталось ни одного кирпичика. Почему-то нет кирпичика даже в лицейском музее. Уничтожены галерея выпускных фотографий, классные журналы, личные дела, приказы. Зачем уничтожать списки и личные дела? Хотя, есть правила и нелепее: материалы голосования в РФ должны уничтожаться сразу же после подсчёта итогов. Наверное, нет места для хранения…
В школе и в городе помещений всегда не хватало… При таком отношении к собственной истории осталось неясным не только кто же был "занесён в книгу Почёта школы" и кому было «выдано поручительство чести»… Даже фамилии теперь сложно найти. Хотя в лицее — формально преемнике сш1 — есть лицейский музей.
Школьный музей, как мне представляется, школьные документы и вовсе не собирал. Его главную задачу определили как прославление героев войны. Потом — прославление писателей, чиновников, чекистов и т.п. Потом — сопровождение деятельности лицея (особенно связи со школами Аляски). А поиск (учёт) имён всех учеников и учителей школы-предшественниц не был задачей музей. Даже сбор всех выпускных фотографий (за 25 лет после их трагического уничтожения в 1983 г.) не был задачей. А другие, «не первые», школы стоят до сих пор. И выпускникам в них рады и выпускные фотографии в них бережно хранят, хотя формально школьных музеев там нет. Бросать свою родину можно и научить…
Вспоминая СШ-1, умиления (как пишут: «знаменитая», «первая») не чувствую.
Школа как школа, не хуже и не лучше других. Оказавшись во Владивостоке первые годы я тосковал по Магадану.
Там легче дышалось: воздух в Магадане был богаче кислородом. Одноклассники были (вспоминались) намного более интересными, чем однокурсники. Личности (а значит и уровень преподавания) большинства преподавателей ДВГУ были намного менее интересными, чем школьных учителей. Но постепенно школа забылась. Иные группы, люди, дела и привязанности вытеснили школьные… Если бы в декабре 2006 случайно (при поиске информации по харбинцам) не наткнулся на «форум Колымы», то, полагаю, что и не вспомил бы её.
Школьный сайт огорчил меня скудным содержанием. Тогда поискал и просмотрел форум и сайты, связанные со школой. Стало совсем грустно от елейных и неинформативных воспоминаний, убогости языка («Йоу», «круто»). Остальное — информационный шум, повторы и прилагательные… Из десятка файлов и статей информации набралось едва на страницу, а из 53 (до 1990 г.) выпускных фотографий нашлось только 8 (и выпуска 1967 г. среди них не было).
Хотя, повторюсь, не считаю СШ-1 «любимой», но она — моя школа, я в ней учился. Из уважения к тем, кто учил и тем, кто учился, но уже не может постоять за нашу школу, я отложил часть своих дел и занялся историей школы. Начал составлять списки учеников и учителей и искать для этого выпускные фотографии. Не только своего выпуска, а всех, кого ещё можно спасти. А кого то уже и не найти (например, выпускных фотографий 1938–1942 гг.). Никто больше другими (кроме своего выпуска) не занимался. И это было неприятно: как же мы разобщены, «ленивы и нелюбопытны»…
Судя по слабой активности выпускников (в том числе относительно недавних выпусков) на сайте, доброе отношение к школе сохранилась у немногих. На сайте (куда приглашались все) зарегистрировано примерно 2% от общего их числа. Понятно, что часть — выпускников 1937-1954 гг. — умерла, часть старается забыть русские корни в новом отечестве, часть не пользуется компьютером. И все испытывают пресс ТВ-пропаганды, направленной на атомизацию общества, отрыв нас друг от друга… Всё равно — маловато по сравнению с сайтами других школ, с учениками других школ. Значит, по этому результату наша школа хуже других…
Вот так я и занялся этим. Тайком от жены (она такого — «не приносящего пользы» — занятия не одобрила бы).
В субботу и воскресенье и по вечерам. Результаты помещал на сайте Олега Кузьмина. Раньше я думал, что это — школьный сайт (на средства школы или учеников школы). Оказалось — не так. Просто Олег — добрый человек, создал и поддерживает сайт (несмотря на переезды) на свой счёт. Вот уже пять лет. Первоначально — из уважения к Г.В. Хорошиловой и к некоторым её ученикам, с которыми он встречался на олимпиадах. Это делает честь его школе (кажется, сусуманской).
Нужно пояснить, почему я не считаю нашу СШ-1 «самой лучшей».
Средняя Школа была одна на весь город лишь до 1952 г. А к 1961 г. в Магадане было уже 11 школ. Значит, наша школа не могла долго быть самой-самой. Разве что самой многочисленной. Лучшее оборудование кабинетов, вероятно, было в дальстроевские (до 1953 г.) годы. Когда в городе не было Минпросвещения, Академии педнаук и методистов из облОНО, горОНО, райОНО. Когда денег в ведомственной школе было больше. Когда можно было бесплатно использовать заключённых. Когда выпускники школы имели привилегию поступления без экзамена в любой ВУЗ страны (Аксёнов, сын Е. Гинсбург, когда его отчислили из ВУЗа, ухитрился использовать эту привилегию даже второй раз).
Меня ничего в школу (кроме уроков) не тянуло. Ну, не была школа мне «вторым домом». Не помню ни школьного театра, ни диспутов, ни балов. Как и в других школах, было много формализма и лицемерия.
«СЛОВА УЛЕТАЮТ, НАПИСАННОЕ ОСТАЁТСЯ».
Про школу я забыл больше, чем помню. Потому свои воспоминания начну издалека (больше можно написать) — с города.
Магадан,как я его помню, — непригодное для жизни место (впрочем, Усть-Омчуг — ещё хуже). Зима здесь ветреная, морозная (а в Усть-Омчуге суше и холоднее) и длинная. Лето — короткое, море — некупальное, фрукты не растут, музеев, библиотек и театров для самообразования почти нет. Вероятно, существовала норма — один театр и один музей для областного центра. Театр (и здание и артисты и репертуар) был относительно хороший. А музей-убогий. Как здание (бревенчатое похилившееся), так и экспозиции (неинформативные и неинтересные). Запомнилась неуместностью та, что была посвящена борьбе с ненавистными коммунистам белогвардейцами — захвату русских людей, искавших спасения в Аяне и Охотске. Где Аян и где Магадан… Что-то было про роль комсомола в освоении Колымы. И ничего не было про лагеря.
Зимой в Магадане иногда прекращалось автобусное движение. Оно и так было скудным: регулярно — только на Олу (на нём можно было доехать до 14 км) и, намного реже, в аэропорт. А при любом осложнении и эти маршруты прерывались.
Нет, учиться в школе лучше было бы в южном городе, Москве, Ленинграде или в республиканских столицах, где их жителям за счёт остальной страны созданы были особые условия. Или, хотя бы, в городе с развитой инфраструктурой. Во Владивостоке, когда останавливается городской транспорт, спасением являются электропоезда. В Калининграде никогда не прекращают работу трамваи…
Город был ма-а-хонький, населения в то время, если я не ошибаюсь, всего около 70 тысяч. Сейчас, наверное, ещё меньше. Дорогой мне северный народ понемногу стягивается с Колымы в Магадан, а магаданцы непрерывно переселяются на материк… Это началось в советское время: не только наша область, но и вся страна превратилась в подобный головастик — население и страны и отдельных областей (кроме Кавказа и Средней Азии) непрерывно уменьшалось, а население Москвы, столиц и областных центров непрерывно росло.
Город включал удалённые части. По трассе первым хутором была Инвалидка (вероятно, бывший инвалидный лагпункт, где бросали ослабевших после перехода морем, это, примерно, 4км от центра города). Потом запомнился «9 км» с какой-то воинской частью (что-то вроде берегового артиллерийского полка, которая, судя по форме тех, кто там выходил, относилась к флоту. Пушки и танки стояли без укрытия, прямо на земле летом и зимой и их хорошо было видно с трассы.
В 1965 г. я проживал на 23 км. Значит, 23 км должен был ежедневно проезжать на автобусе, направлявшимся в аэропорт или из аэропорта. Регулярное автобусное сообщение заканчивалось на Дукче (это, примерно, 12 км) или на повороте на Олу (14 км). Мне часто приходилось добираться на попутках. 23 км был известен своей больницей для умалишённых. Вероятно, такой большой больничный комплекс отдали умалишённым, чтобы охраной удалить людей от места бывшей лагерной больницы (с кладбищем).
Солнечная долина — место зимнего отдыха магаданцев (до строительства канатки в черте города) располагалась дальше, примерно на 32 км. Я там никогда не был. вообще, мне никогда не нравился «организованный отдых». В пионерском лагере я был только однажды и провёл там только часть смены. В доме отдыха я был только однажды, но провёл там только два дня. Даже в Алмазном фонде (где главные — не музейщики, а вохра и где «всё украдено до нас») я не хотел ходить стадом («всем перейти в раздел номер два»).
Непрерывная городская застройка в моё время заканчивалась по трассе прямо у Магаданки (там, где гостиница), по Пролетарской (вдоль Магаданки) — в районе т.н. 95 микрорайона, по направлению к Армани, кажется, где-то около ТЭЦ. Где располагался марчеканский завод и марчеканское кладбище я не знаю: просто не разу там не был. А теперь уж и не буду. В порту я был: в 1966 г. ездил в Находку на «Можайском». Но деталей панорамы порта не упомню. Так что, когда смотрел фильм про взрыв пароходов в бухте, в панораме порта ничего не напомнило. Помню только, что жилая зона Нагаево была отделена от порта довольно длинной посетители, я знал из публикаций. Но — вернёмся на дорогу (или тропу?) воспоминаний.
Театр стоял прямо напротив школы. На его крыше стояли такие же идолы (вероятно, бетонные), как и во Владивостоке на «Серой Лошади» (значит, украшения были типовые). Магаданские можно идентифицировать примерно так: «рабочий», «оленеводка», «охранник лагеря» и «геолог первого ранга»). В репертуаре театра в середине 60-х преобладали оперетты. Там работали мамы (а, может быть, и отцы?) наших одноклассников (Пименовой и Кислицина), но классом мы в театр не ходили. Может это случалось до меня, в ранних классах? Не знаю — не спрашивал. Я часто посещал театр и потом мог сравнить оперетту (в общем, устарелая форма зрелища, заменённая везде кабаре и мюзиклами) с таковой в других (Москвы, Хабаровска и Ленинграда) городах. Магаданская оперетта была более качественной — вероятно, люди здесь старались больше и надуманные сюжеты от этого становились более близкими для зрителей. В других местах больше внимания уделяют пению. А в магаданском (тогда) — и игре тоже. Отмечу, что не было и привычных в наше время сальностей на сцене — театр был более приличным.
Тогда городская библиотека находилась в театре, на первом этаже, справа. Запомнилось, что при записи в библиотеку с меня взяли залог (кажется, 10 р.) на случай потери книги. Обратно я его не получал. А библиотека, вроде, переехала из театра в отдельное здание на месте дома начальника Дальстроя. Кроме этой библиотеки в моё время была и другая: на площади в Дворце профсоюзов. Значит, Дворец профсоюзов был построен до 1964г. Не уверен, был ли там, в Дворце профсоюзов, абонемент, но читальный зал был прекрасный и доступный. И я много там работал (дома-то много не наработаешь — жили-то мы втроём — мама, отец и я — в одной небольшой комнате).
ЗДАНИЕ ШКОЛЫ
Из статьи А. Костерина «Осуществленная мечта детства» («Советская Колыма» от 17.3.1937 г.) можно узнать, что «школа построена за 10 месяцев под руководством инженера А.Е. Ашанина и прораба С.З. Милочкина и имеет 120 комнат». Это значит, 30 комнат на этаж. А, судя по схеме (прилагается), никак не выходит более 20 комнат на этаж (включая туалеты и вестибюли). Правое крыло школы было не нашим (не СШ-1). Из поэтажных схем школы (составлены мной по воспоминаниям М. Трумпе (я сам ничего не помню) видно, что на каждом этаже располагалось примерно по 10 классов: 6 классов — в основном корпусе, 2 кабинета и 1 класс в левом крыле.
«На строительство школы ушло восемь вагонов материалов, гвоздей, цемента, песка, леса, железа, кирпича, извести». Это непонятно: неужто в Нагаево завозили песок и известь?
Если верить юбилейному проспекту (Шайтанова, Райзман, 2007), а ошибок там больше, чем информации, Крупская лично направила в Магадан «самых опытных учителей». Вероятно, читатель должен поверить в то, что таким мог быть 25-летний юноша, назначенный директором школы. Судя по фотографиям, состав учителей единственной в Дальстрое средней школы долгое время был слабым. Конечно, через Нагаево прошли специалисты высокого уровня. Из них можно было бы отобрать прекрасных учителей (например, русского писателя Святополк-Мирского)… Но кто бы дал ЗК такую работу (школа при советской власти — тщательно контролируемая область идеологии и пропаганды)? Удел ЗК — тачка, кайло и смерть через 3 месяца непосильного труда, голода, холода и издевательств.
Правда, бывшая ЗК Гинсбург каким-то чудесным образом сподобилась преподавать в СШ-1 русский язык и литературу. Это был какой-то непонятный, особый случай. Вряд-ли она была хорошей учительницей. Партийный функционер, специальность — «история ВКПб», затем — долгие годы работы «не по специальности» и, вдруг, допускается к работе, в которой она не имела ни квалификации, ни опыта… И где — в лучшей школе, отнимая работу у более опытных и подготовленных учителей. И когда: в период острой безработицы (как интеллигенту трудно было получить работу в Магадане, видно из писем Шаламова). Как и кто её назначил, в своих мемуарах она умалчивает. Но в школе она не задержалась (в 1958 г. в Магадане её уже не было).
«Текучесть кадров» в СШ-1, вообще, была высокой. Особенно сразу после окончания войны (те, кто всю войну провёл в Магадане), после смерти Сталина (мужья покидали работу в Дальстрое) и в 1980-1983 гг. (новая директриса и закрытие школы).
Директора школы менялись, в среднем, каждые 4 года. И это было нормально. Директорами были, в основном, женщины. А это — ненормально. Малое число мужчин — учителей было обусловлено размером жалования учителя. Лишь при Сталине расходы на образование в Стране составляли 13%. При Хрущёве они упали до 6% бюджета, а потом стали ещё ниже. С хрущёвского времени дамы стали составлять большинство учителей, а их зарплата стало ниже средней по стране. С этого времени и бедность учителей стала постоянной и качество образования стало падать.
При Хрущёве разросслись Министерства образования, Академия Педагогических Наук, райОНО, горОНО, облОНО и все их работники начали указывать учителям как учить и чему учить. Регламентация стала удушающей. Индивидуальность учителей стала редкостью. Образование стало «средним» почти везде (кроме, может быть, дальних деревень). Даже самый талантливый учитель должен был учить по методикам и методичкам. Установили неоправданно большие (25-30) классы — работать с каждым учеником стало невозможно. Падение дисциплины и качества образования стало вопросом времени. Начало падения качества школьного образования началось, по-моему, в 1959-1963. При нас нелогично много времени уделялось ненужным предметам — историям зарубежных стран и обществоведению. Большой объём часов русской литературы тратился не на литературу, а на разговоры о ней и на советскую литературу. Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Маяковский, даже Тургенев и Гончаров вспоминаются как ненавистные — потом, на протяжении всей жизни я к ним их не прикоснулся — школа привила к ним отвращение.
Вход в школу был со стороны улицы Маркса. Крыльцо (так что вход стал сразу на второй этаж) было пристроено к зданию только после войны. И памятник Ленину поставлен тогда же. Не знаю: был ли памятник из бетона или из бронзы — он был покрыт толстым слоем чёрной краски. По мощам и елей. Но, судя по тому, что неясно — куда он делся после сноса школы — памятник был не из металла. Памятник, которому стараниями учителей, старшей пионервожатой и освобождённого комсорга давали сотни клятв и обязательств), тайно (никто не успел заснять) сломали и распылили.
Вход в школу был 2 пролётами, с площадкой. На площадке мы в 9 классе часто гоняли ногами шайбу. Здание школы было 4-этажное. То есть, в нём можно было выделить первый, второй, третий и четвёртый этаж.
На первом этаже располагались: столовая с кухней, мастерская и кабинет домоводства, малый и большой спортивные залы. На первом этаже классов не было. В столовой я никогда не обедал. Не знаю, почему. Вероятно, из наших 9а и 10а никто туда и не ходил.
Второй этаж включал классы, медпункт, музей, библиотеку, гардероб, учительскую, комнаты завуча и директора. Справа от входа была раздевалка, потом — лестница на третий этаж. Библиотека находилась в конце коридора, слева. Туалеты и лестницы на третий этаж были в обоих концах коридора (но туалеты справа были отгорожены стенкой 17 школы). Туалеты были без кабинок. На потолке — странные следы от горящих спичек.
На 3-м этаже были кабинеты и классы. Там же, на третьем этаже в закутке и был наш 10А. В то время была кабинетная система и мы непрерывно переходили из кабинета в кабинет. Но свой родной класс у нас был. Запомнился кабинет физики с документальными фильмами и лейденской банкой. Кабинет химии я не помню.
Две основные пристройки на уровне первого этажа — мастерские и спортзал — появились только после войны.
Когда появился Спортзал (как отдельно стоящее здание), я не знаю. Встроенный спортзал и встроенные мастерские были с самого начала. Возможно, отдельный спортзал построен после войны: на фото 1952 г. его нет, а в 1957 г. он уже есть. А мастерские пристроены точно в 1957 г. После этого СШ-1 стала называться «школа с производственным обучением». Чем это отличалось от сочетания «политехническая школа», которое также было в то время, я не знаю. Это была первая (после кошмара — уничтожения всех правил и традиций русской школы — 20-х годов) попытка понизить уровень преподавания в школе. Сейчас идёт вторая попытка. Увеличение доли труда в учебном времени, естественно, привело к снижению уровня знаний в других дисциплинах. Сколько дней школьники должны были работать — не знаю. Кажется, все шесть дней в неделю.
Началось всё с того, что на большинстве производств грязных и с большой долей ручного труда работать никто не хочет. Вместо того, чтобы усовершенствовать непривлекательные производства, просто усложнили школьникам жизнь. Добавили год обучения (если мальчик не поступал в ВУЗ, то сразу попадал в армию). И постановили: ученики 9-11 классов школ, у которых не было мастерских, должны были работать на заводе (в поле). Кто-то решил: школа должна готовить ВСЕХ учеников к работе столяров, слесарей, токарей и швей-мотористок.
Интересно, что власти тогда начали избегать слова «крестьянин» (как сейчас не допускают на ТВ слов «русский» и «деревня»), вводя языковые суррогаты. В статьях можно было встретить «оператор машинного доения», «механизатор широкого профиля», «полевод», «животновод». Суть работы, конечно не менялась.
Суббота была рабочим днём для школьников всегда, даже когда (7.3.1967 г.) всем остальным ввели шаббат. Но в 1964-1967 мы отдавали труду (или производственному обучению?) только один день в неделю. Естественно, разный в разных классах. Учил нас добрейший Николай Дмитриевич Голубчиков, а старшим был Нефёдов Борис Егорович. Ему я отнёс (попросили передать ученики из другого класса) крестовину из деревянных брусков. Оказалось, что это была их привычная шутка — Борис Егорович, как все автолюбители, много времени тратил на поддержание своей автомашины. Где-то при школе он и хранил свой автомобиль. Оба учителя по труду были знающими, работящими и добрыми. Они любили своё дело и терпеливо пытались научить нас. Меня они научили. Я и сейчас бы смог работать на дип-200. И не только болты точить… Вот на фрезерном я ни разу не работал. Не знаю, работал ли на нём кто из моего класса…
Пришкольных теплиц, где бы учащиеся выращивали зимой лук и цветы или готовили бы саженцы, не было.
На чём сидели — я забыл. Вроде, за партами чёрного цвета, а не на фанерных стульях. Зато помню на потолке — жестяные люстры — пылесобиратели.
Учились мы в одну смену. А вот как учились 328 учеников двенадцати классов — выпуск 1966 г. — в две или даже в три смены (выпуск то был тройной по числу выпускников) — не знаю.
О НАЗВАНИЯХ МАГАДАНСКОЙ ШКОЛЫ И ИСЧИСЛЕНИИ ЮБИЛЕЕВ
Название школы менялось и раньше 1957 г., хотя и немного: до 1952 г. была «магаданская средняя школа» (номера не было, так как, в городе не было других "полных" школ. На протяжении 35 лет (из 50) официальное название СШ-1 было, судя по выпускным фотографиям, постоянным: «магаданская средняя школа №1».
Но уже через 5 лет после переезда с улицы основоположника на улицу террориста она стала называться «магаданская средняя школа №1 им. Н.К. Крупской» (фото 1989 г.). С 1991 г. имя стало более сложным — «Естественно-математическая школа-лицей №1», а с конца 1999 г. (с появлением нового директора) «школа» уже не упоминается: «МОУ лицей №1 им. Н.К. Крупской». Так поименована эта организация и на фотографии 2000 г. и в проспекте 2007 г. издания.
На фото 1977 г. и проспекте 2007 г. сказано про 40- и 70-летние юбилеи. При таком исчислении семилетнюю Нагаевскую (Октябрьская, ? и Приморская, 5) и десятилетнюю Нагаево — магаданскую (в 3 зданиях на улице Сталина) школы можно считать только её предшественниками — вероятно, из-за различного именования и расположения. Но тогда и «лицей» не является «первой школой» по тем же причинам — после смены именования (1990 г.) и расположения (1983 г.).
Интересно, что десятиклассники, проучившиеся в новом здании только один месяц 1937 г., названы «выпускниками первой школы» (точнее было бы её назвать единственной), а не «нагаевской школы», где они проучились 5-7 лет.
Так что, историю первой магаданской школы нужно начинать в год создания нагаевской или нужно её заканчивать в год переезда на улицу Лукса (тогда надо признать, что первой школы давно нет, а есть иное образовательное учреждение — лицей).
По-моему, Первой школы Магадана нет. Она исчезла, уничтожена.
Непрерывная нумерация выпусков (общая с первой школой) прекращена в лицее в 1999 г., одновременно с последним переименованием.
На сайтах одноклассников нынешние выпускники заводят свой, отличный от существующего («школа №1»), раздел («лицей №1»).
Почему школа была переименована в лицей? Вероятно, этому было обоснование.
Может быть от этого кто-то выиграл. Межет штатное расписание для лицеев было более выгодным.
Почему лицей добивался имени жены вождя, ненавидившего Россию и русских («мне вообще на Россию наплевать». В.И. Ленин. Поиск, 2007, №45, с. 14)? Сама Н.К. Крупская настояла на том, чтобы произведения Пушкина были устранены из школьных учебников.
Неужели ни одно из имён своих учителей (Бухина или Бровкина, Сеидовой или Хотяевой) недостойно?
Здание школы также имеет даты рождения и смерти. Сдано в эксплуатацию в апреле 1937 г., хначит, рождалось в течение не 9, а 8 месяцев, с июня (а не с мая, как иногда пишут — просто в мае земля ещё не оттаяла) 1936 г. по март 1937 г.
Жило здание школы на Сталина/Маркса, 29 в период с 1937 по 1983, умирало почти десять лет — с 1983 г. по 1992 г. Школа именовалось первой в период с 1952 г. по 1990 г., хотя есть и разночтения.
ЧИСЛЕННОСТЬ УЧЕНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ
По состоянию на март 2008 г. общее число учеников школы до 1990 превысило 4500 (неясны фамилии 6 выпусков), а учителей — 260 (таблица 1).
Таблица 1. ОБЩЕЕ ЧИСЛО ВЫПУСКНИКОВ СШ-1 ПО ГОДАМ (по состоянию на 1.2008 г.)
1937 | 1938 | 1939 | 1940 | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | 1946 | 1947 | 1948 | 1949 | 1950 | 1951 | 1952 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
12 | 10 | 18 | 18 | ? | ? | 48 | 40 | 36 | ? | 30 | 63 | ? | 39 | 59 | 51 |
1953 | 1954 | 1955 | 1956 | 1957 | 1958 | 1959 | 1960 | 1961 | 1962 | 1963 | 1964 | 1965 | 1966 | 1967 | 1968 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
83 | 91 | 78 | 85 | 72 | 84 | 61 | ? | ? | 30 | 65 | 68 | 94 | 328 | 134 | 144 |
1969 | 1970 | 1971 | 1972 | 1973 | 1974 | 1975 | 1976 | 1977 | 1978 | 1979 | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
130 | 119 | 91 | 122 | 113 | 92 | 112 | 95 | 108 | 100 | 94 | 103 | 102 | 84 | 78 |
Как видно, ОДНОГО ИЗ ВЫПУСКОВ (1960 г. или 1961 г.) НЕ БЫЛО, а в 1966 г. было сразу ТРИ выпуска (вероятно, один выпуск пришёл извне).
ТРАДИЦИИ
Если бы каждый выпускник посадил по одному дереву, то рукотворный хвойный лес был бы не хуже японских. И школа могла бы засадить Магадан деревьями, вместо хранения в музее наборов «земли города-героя». Но лиственницы, непосаженные школьниками, за 45 лет не выросли в большие деревья — саженцы надо где-то готовить и с землёй возиться… То ли дело — линейка, вынос знамени и стояние с автоматами…
Вообще, в школе и в классе я не помню никаких традиций общего «провождения времени». На встречу с выпускниками в феврале нас не приглашали, в театр, на каток и рыбалку всем курсом вместе не ходили, кровь детям не сдавали, конкурс русских песен не устраивали.
Не было традиций дискуссий разного рода. Школьники не учились выражать своё мнение.
Некоторые с детства умеют хорошо излагать свои мысли, другие — косноязычны, большинство — говорят, но не очень хорошо, потому стесняются участвовать в дискуссиях. Им нужны упражнения, а их не было.
Не было школьной песни, школьного символа («алый парус» «Комсомольской правды» — не в счёт) — например цветка (даже не знаю, какой цветок характерен для Магадана) или зверушки (бурундук или кедровка).
Не было ежегодного бала или школьных спектаклей. По крайней мере, в моё время.
ЧЕМУ И КАК УЧИЛИ
Школа должна готовить к выбору профессии и давать основы полезных знаний. Насколько это осуществлялось в СШ-1? Полагаю, что не более, чем наполовину (математика, русский язык, английский, родная история, астрономия, часть физики, часть химии). Особенно полезным считаю чистописание (а лучше была бы каллиграфия).
При поступлении в ВУЗ было ясно, что школьные знания по большинству предметов не требуются, а при защите диссертации оказались не нужны все, кроме специальности.
Действительно полезные знания я получал урывками и на стороне. Среди них — навыки общения с лошадью (запрягать, ездить) и мотоциклом, умение плавать, косить… Но доить корову и колоть кабанчика так и не пробовал. Теперь уже и не буду.
Стреляю я неплохо (в колымском детстве не было таких глупых ограничений на приобретение и хранение ружей). Но давно (после одного случая) не охочусь. рыбу ловить могу неплохо (в детстве, на Дусканье — внахлёст хариусов и «мордой» — всё, что плавает; корифены, акулы и кальмары — в рейсах). Акваланг купил в 1972 г., но не очень пригодился (компрессоры были проблемой) и я подарил его Саше Федосеенкову, а сам я больше пользовался трубкой (особенно на Новой Гвинее в 1971 г.).
В горные лыжи пошёл в конце 70-х (всё продал в 90-е, чтобы собрать деньги на вторую женитьбу). Туризм я так и не полюбил (не люблю я таскать рюкзак), хотя спать на снегу и обустраиваться в дождь на Колыме приходилось.
Плаванию (греческое про варваров: "он не умеет ни читать, ни плавать) учился ночами во время поступления в университет (общежитие ДВГУ была на Чайке). Водить машину научился только в 40 лет (выезжал на работу, когда машин было меньше — до 6 и возвращался после 8, а зимой учился тормозить и стартовать на льду).
Строить дом научился при строительстве канадского мотеля (в 1992 уходил в обед из института на подработку — жалование уже не кормило), но это пока не пригодилось. Фотографировать научился в детстве (запомнились вирирование, виньетки, переходные кольца), но нужда заставляла продавать фотоаппараты. а в прошлом году в суйфуньхэ китаец из кармана куртки незаметно украл старый цифровой. Потом я понял: почему китаец так долго предлагал купить ненужный мне пакет, пока я нёс две тяжеленные сумки жены. Купил новый. Вязать научился когда плавал на «прибое»: таможенные уложения того времени (глупые и вредные) отдельно учитывали мотки мохера и готовые изделия. переплетать научился, когда выбрасывал старые "вокруг света. Минералогии начал учиться, подбирая редкости для украшения жены. Но все её редкие (с эффектами и инклюзами) украшения украли лет 8 назад (ночью грузовиком сдёрнули решётку окна) — "счастливого нового года… Монеты стал собирать после первого рейса (но остатки коллекции украли, когда тёща (после инсульта) в день получения пенсии открыла дверь цыганкам — «продавцам кастрюль»). А я был на работе. Хорошие были монеты… Ракушки собирал недолго (рейс к берегу маклая больше не повторился).
Только после 54 начал учиться готовить. В.А. (жена) по 6-7 раз в год уезжает каждый раз на 2 недели. Оказалось, что не так сложно (главное — в соусах и предварительной подготовке). Много сложнее — музыка и танцы. закупал десятками пластинки, ходил на курсы в ДОФ — ничего не помогло (в 7 лет не было слуха и пока не появился). Хотя продолжаю пополнять архив записей (одних «Прощаний славянки» — 9 вариантов).
Так и не научился пить водку — быстро пьянею. вероятно, я, как и природные северяне, не имею какого-то фермента. Теперь пью только болгарское мерло.
Бесполезными считаю большинство курсов по истории (шире — общественные науки), ту биологию, военку (слава богу, у нас её и не было). Я из любопытства делал сам порох, умел набивать патроны, хранил бикфордов шнур, много стрелял из карабина.
Я выписывал много журналов, всё по крохам выбирал (а статьи-то были выхолощенные) про авиацию, делал модели, составил списки училищ… А, если бы меня учили разбирать автомат, то возненавидел бы и авиацию и всё военное. пусть бы по другому военных пенсионеров занимали (а счас создали для них министерство катастроф — ухохочешься).
В 1965 году СШ-1 работала по единым для страны методикам и ничего своего (вроде методик шаталова и с амонашвили) не предлагала и состав дисциплин и объём строго контролировались многочисленными проверяющими. Это как панельные дома строились одинаковыми и в Кадыкчане и в Ашхабаде.
РУССКИЙ ЯЗЫК
За 70 лет советской власти набор дисциплин менялся. И всегда за счёт русского языка и литературы. Уроки русского языка в школе вспоминаю с тоской. Записывать чужие тексты. Знание правил, умение ставить в нужных местах запятые и писать без ошибок слова. Объём, в котором это даётся в программе среднего образования, большинству людей может понадобиться два раза в жизни: во время выпускных и вступительных экзаменов. В остальном же такая грамотность, нужна только корректорам и редакторам.
<Родина> и <Отчизна> до революции писались только с заглавных. Недавно была предпринята вторая (первая — при Хрущёве) попытка т.н. реформы правописания. Её задачей было ввести упрощённый язык — «пиджин рашен». Писать «как слышится»: карова, «парашут», «брошура». Предлагалось ликвидировать сдвоенные «н» в причастиях — нынешние правила сложны и противоречивы. Упрощались написания «слитно-раздельно» и слов с «не»… Это — для удобства иностранцев и наших Митрофанушек. для жизни важнее умение риторики. и красиво писать.
Каллиграфии (национальными шрифтам, как в дореволюционных иллюстрациях к сказкам. Школьное сочинение когда-то было задумано именно для того, чтобы научить человека свободно излагать свои мысли. Идея была загублена уже в наше время, как только сочинения стали оценивать в баллах русский. Ну хоть немного учили бы стихосложению и сочинениям — фантастики или наизусть маяковского — какая гадость а до сих пор помню. Русскому фольклору (сказкам) не учили никогда. Мультики преобладали на любую нерусскую сказку — кавказцев, румын и т.п. и вненациональные.
ФИЗИКА
Ничего не было про историю естествознания и техники. так и не знаю как делать бумагу, порох, как работает паровая машина или ДВС. Совсем не нужен тот труд (маленькие девочки с большим напильником или нарезание болтов на дип-200). Лучше бы факультативы: сварка, вождение, создание моделей (по теперешним взглядам я бы выбрал кухарство и кройку). Даже военное здесь бы вылезло. как управляется танк. Эволюция оружия частично м.б. вместо биологии — основы медицины.
МАТЕМАТИКА
В тетради писали авторучками (шариковых ручек ещё не было, а перьевых — уже не было). Хотя два основных типа непроливаек (стеклянную и эбонитовую) помню.
ИСТОРИЯ
Курсы по истории были чрезмерными («концентрический подход» заставлял одно и то же учить несколько раз в разных классах) как и в университете. К этому добавлялись сопутствующие «обществоведение» (сейчас — конституция), политинформации и общественные (комсомольские) собрания.
Ушинский «О необходимости сделать русские школы русскими», «Отличие западного образования от нашего в том, что человек западный всего ближе знаком со своим отечеством: языком, литературой, историей, географией, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком со своей родиной и со всем, что к ней относится». Историю ввели после революции не скоро, только в 1934 г., при этом вся история России была оболгана и фальсифицирована. Когда я учился история была в каждом классе (с 4-го). При этом зарубежной истории уделялось намного больше места, чем отечественной. В школах союзных республик (но только кроме РСФСР) была история своего края («родионоведение»).
ФИЗКУЛЬТУРА
Ненужная школьная дисциплина (появилась в школах только при советской власти) — запомнилась бросанием мячей с металлическими сердечниками и баскетболом. Лучше бы вместо физкультуры упражнения по утрам и секции — после школы).
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ
Качество образования резко упало после установления в России антирусской власти (при широком распространении первичной грамотности). Были отменены оценки успеваемости и упрощены учебные курсы.
В 30-е годы произошёл частичный возврат русской школы.
До 1955 года девочки учились в женских школах, а мальчики в мужских.
При Хрущёве русское вновь стало подвергаться шельмованию. Усилиями определённых лиц в Минобразовании и в АПН началось разрушение стандартов и непрерывное последующее их понижение. А, чтобы никто не мог уйти от единого подхода, сильно усилился институт методистов (рай — и горОНО). Индивидуальное отвергалось и преследовалось. от личности учителя теперь зависило всё меньше. Появилась дифференциация в оплате: 14 категорий ставок, учитель-методист, заслуженный учитель Чечено-Ингушской АССР… В общем, любимые начальством учителя стали получать больше учителей любимых школьниками.
Постепенно опускались требования к знаниям и развивалась коррупция, а сейчас уже и советская система образования разрушена. После реформ мы откатились в образовании на десятки мест вниз. Финские школы уже третий год занимают первое место в мире. Ещё десятилетие назад там была такая же школьная бюрократия, за последнее время она сократилась во много раз, а главной фигурой стал учитель.
Преподаватели пользуются большой свободой в формировании учебной программы. Кроме того, они очень хорошо получают. Это себя оправдало.
ШКАЛА ОЦЕНОК
Балльная система
Во времена Пушкина была 12-балльная шкала, после Пушкина — немецкая 5-балльная. С наступлением советской (антирусской) власти оценки отменены.
Качество образования начало восстанавливаться в 30-е годы, когда произошёл частичный возврат русских традиций. Школа была разделена на три: начальную (1-3 кл.), «семилетку» и «полную» (с 10 кл.). Были восстановлены оценки, вначале как словесные — «посредственно», «неуд» и т.п. — в 1935 г., а как балльные — в 1944 г. Ежегодные экзамены (например, в 5 классе-4) приучали к конкуренции. Но с приходом хрущёвских реформаторов отменили и начальную школу и ежегодные экзамены. Постепенно опускались и требования к знаниям. Практически шкала стала 3-балльной — колы и двойки старшеклассникам не ставили. Оценки за поведение в 8-10 классах тоже не было. У нас (8-10 кл. в 1965-1967 гг.) также было три оценки (3,4,5). Чтобы получить единицу в старших классах надо было быть идиотом, а таких просто не брали в школу. Чтобы получить двойку, мало было ничего не знать — надо было иметь злобную учительницу. Большинство же учителей СШ-1 были добрыми, а злобных вообще не было. К тому же уже начинала сказываться порочная система оценки труда учителей — в зависимости от оценок учеников. Вероятно, поэтому в 10-м, выпускном, классе и тройки уже ставили редко.
Оценки за прилежание не было (я ещё застал её в конце 50-х в Усть-Омчуге). В аттестате СШ-1 — тройка по русскому, а вступительное сочинение я написал на 4; по алгебре — 4, а задачи вычислительной математики я решал играючи; по химии-4, а единственную пятёрку на факультете по общей химии получил я. Но английский нам давали убогий (потом я сам закупал килограммами адаптированные книжк для школьников и читал везде в свободную минуту). То ли это — завышенные требования в школе, то ли заниженные — в вузе.
Медалистов специально не выращивали, у нас процент медалистов был одним из самых низких. Что, правда не помешало половине выпускников поступить в вузы.
В Англии для получения документа о среднем образовании школьники держат экзамены по восьми предметам. Но только наивысшие баллы дают право продолжить образование в специальных классах, где ведется подготовка к сдаче экзаменов в университеты. Экзаменационные материалы и программы разрабатываются в Англии независимыми экзаменационными комитетами. На сдачу одного экзамена абитуриенту в среднем требуется 9-10 часов: сложные вопросы, письменные ответы».
В Японии учатся девять лет и потом 95% детей поступают в старшую среднюю школу. Вступительные экзамены в университеты проходят в два тура. В первом туре — экзамены, обязательные для всей страны, но абитуриент может выбрать большее или меньшее количество экзаменов, в зависимости от требований того университета в который он собирается поступить. Первый тур проводится за полгода до поступления в университеты. Второй проводится уже самими университетами.
Во Франции 10лет школы — диплом колледжа. Выпускник колледжа может поступить в академический лицей, где учатся три года, или в профессиональный лицей с двухлетним обучением. Но только академический лицей дает диплом бакалавра и право поступления в высшие учебные заведения.
РАСПИСАНИЕ
Занятия проходили 6 дней в неделю. Как правило, по пять уроков. По 6 уроков было 2 дня. Теперь вспомню расписание (могу ошибиться). Начало уроков-8.30, урок — 45 мин. перемена обычная — 10 мин, большая перемена — 20 мин (с 10.05 по 10.25). Если после первого урока был (вероятно) нестандартный перерыв в 5 минут, то получим такое расписание уроков: 8.30 — 9.15 9.20-10.05 10.25-11.10 11.20-12.05 12.10-12.55 13.10-13.55 14.05-14.55.
ВОСПИТАНИЕ
Понятие «хороший тон», «благопристойный» давно исчезло из обращения. Исчезли также понятия чести и достоинства.
Хорошим манерам и христианским заповедям нас в школе не учили.
Первая школа г. Магадана всю свою небольшую (46 лет) жизнь была школой. В советской школе моего времени учителя старших классов только учили («давали образование»), а воспитанием (только советским) занимались учителя младших классов (готовили «октябрят» и «пионеров») и т.н. освобождённый комсорг школы — самые младший член номенклатуры (райкома комсомола).
Воспитание русское (церковные заповеди, православные традиции, жизнь большими семьями) было или запрещено или невозможно по задаваемым условиям. Имчезли понятия греха и покаяния — это называлось «религиозное мракобесие».
Воспитание советское (будь готов отдать жизнь за дело компартии) производилось с первого класса и до десятого. В детях не закладывались манеры культурного поведения в обществе.
Часто и повсеместно встречаю проявления невоспитанности подавляющего большинства членов советского (а сейчас — постсоветсвого) общества. Даже воинственной невоспитанности, как объявление постсоветской таможни во владивостокском аэропорту. На английском (значит, для иностранцев, а мы к этому давно привыкли). «Если мы не улыбаемся, то потому что делаем работу, чтобы вы потом улыбались». Обычные отрицательные черты советского человека, как мне кажется, уже характерные для конца 60-х — это признаки невоспитанности:
- необязательность, неисполнительность;
- неправдивость, терпимость ко лжи; лицемерие;
- несоответствие формы и содержания (например, поведения министра, патриарха или гаишника);
- возникновение терпимости к преступлениям против своего государства (например, мелкие хищения).
От периода позднего Сталина до Позднего Брежнева произошло сильное измен характерных черт уже советского человека, от обязательного — к «бу сделано»; от придерживающегося принципов — к «ты — начальник, я дурак, я — начальник, ты — дурак»; от неприятия любых незаконных денег — к «чтоб ты жил на одну зарплату». И пропаганда этого уродовала и школьников.
заметной стала атомизация общества, вытекающая из невоспитанности. Исчезает культура общения, писем, праздничных встреч, хорового пения. Дети не интересуются работой родителей. Общаются с ними только, когда хочется есть или нужны деньги.
В вагоне метро стоят старухи, взрослый мужчина намеренно громко говорит по мобильнику. Дети матерятся в присутствии подружки на людном пляже. Не по злобе, а так. В щелях кабинки для переодевания на пляже понатыканы использованные женские прокладки, хотя урна — в трёх метрах. Пьянки стали нормой поведения уже и среди школьников. Нет мыслей, нет любви, существование — животное. Песни — вопли под ритмическую основу. «Я на тебе, как на войне», «Целуй меня везде, я взрослая уже». На Евроконкурсе Россию представляет песня с содержанием: мой зад доступен тебе (не в смысле — «пни меня», хотя это было бы уместнее). Воспевание проституции, воровской жизни. В автобусах насильно, ежедневно и непрерывно транслируется радио с попсой (треть — на английском) и трёпом малограмотных ведущих.
Мат стал звучать не в подворотнях, а на телевидение, радио. И Дума это узаконила.
На Западе не умеют <лечить> человеческие проблемы. У них даже есть поговорка «человека невозможно изменить», нет слов: воспитание, перевоспитание, самовоспитание и т.п. В Православии, самое основное это постоянное изменение себя к лучшему. Поэтому идея самовоспитания, признания своей ошибки, исправление, все это глубоко вошло в русскую культуру.
Сергей: «разве Альфред не знает, что ряд всегда забронирован для VIP». Так было всегда, из-за чего обижаться?
Примечание. ВИП — это, в основном, советская номенклатура.
Советское общество никогда не было однородным. После истребления дворянства, купечества, духовенства, интеллигенции однородного общества всё равно не получилось. Сразу же выделились я и многократно увеличились привелегированные слои — чиновников и партийцев. Постепенно они слились и по новому расслоились — на рядовых, номенклатуру и Первых Руководителей.
Декларированные права «неноменклатурных» иногда ущемлялись в советском прошлом, а сейчас это уже кто-то считает просто нормой. Вероятно, нормальным кое-кто считает и присвоение номенклатурой общественной собственности и необычно низкие налоги на её передачу по наследству.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Когда русская школа заменилась на советскую, а церковь отделили от государства, хамству и плохим манерам не стало преград. более того, они стали пропагандироваться. А память о русской школе — очерняться: «гимназиев не кончали»…
меньше всего шансов уцелеть (в ленинское и сталинское время) или подняться по профессиональной лестнице (в хрущёвское и брежневское) было у тех, кто держался за высокие моральные принципы и «старорежимные» культурные навыки. Воспитанные и порядочные люди были самыми неприемлемыми для советского государства, которое не могло мириться с любой критикой. Государству потомственной номенклатуры нужны были другой народ — без принципов, готовый трудиться «много», за «мало» и «как велено». Поэтому Русская интеллигенция вымерла (или была выбита) полностью. Её место заняла «образованщина», не имеющая высоких принципов и воспитания.
В моё время уже был сужен круг обращений. О ранее исчезнувших «барышня», «сударь» и говорить нечего.
Но он ещё более сокрашается и упрощается. «Девушка, женщина, молодой человек, мужчина» — набор, не соответствующий мировой практике.
Жена обратилась к соседке по самолёту: «Дама» … Та с негодованием возразила: «Я — не дама»…
Зато появились оскорбительные «пацан» (по фене — молодой вор), «малолетка», «чувиха», а в последнее время и «тёлка»…
Если человека долго называть свиньёй, то он хрюкать начнёт. Тёлка не может быть любимой, а только средством, мясом… Парламентарии без Парламента, сенаторы без Сената, мэры бех мэрии, губернаторы без губернии. Уже появился «Белый дом» у министров-казнокрадов и «Ваша честь» у продажных судей, офис у взяточника — чиновника. Надо ожидать «ранчо» и «барбекю…»
ЗАГРАНИЦА
У них даже есть поговорка «человека невозможно изменить», нет слов: воспитание, перевоспитание, самовоспитание и т.п.
Я в детстве был простодушным невоспитанным дикарём а к старости стал лицемерным невоспитвнным дикарём. Лицемерить меня учили везде и часто. Надо учить вести себя всегда так, чтобы другим не доставлять неудобств. Любая сплетня должна заканчиваться на тебе. Стремясь к успеху, Воспринимать равно и успех и поражение. Быть одинаковым и с власть имущими и с бомжами. всегда — с чистой совестью. Очень важно именно для исправления советского наследия следующая заповедь: Держать слово. Ничего не потеряно, если сохранена честь. Потеряно всё, если потеряна честь.
МОГЛИ ЛИ ВОСПИТЫВАТЬ УЧИТЕЛЯ
Не хватает любви, внимания, теплоты учителей, слишком идеологизированы. Заставляют угождать директору, носить ему подарки и правильно голосовать на выборах. А ученик обделен вниманием, пониманием. Играть хочется, а не просиживать ряд уроков правилам поведения детей в обществе. Время на иностранные языки и компьютер.
Учителю хх я обязан тем, что не мог говорить неправду. Я не был приучен говорить правду, даже тогда, когда она была неприятной, трудной или опасной. И поэтому потом я практически никогда не делал поступков, которые хотел бы скрыть. Живёшь всегда в ладах с совестью и «нельзя стать…, не овладев…».
СОВЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Правила поведения ученика не висели на видном месте (в отличие от школы Усть-Омчуга). Хотя, на каком-то этаже были ленинские «учиться, учиться и учиться».
В туалетах иногда (а кем? — мужчин-учителей почти не было) вылавливались курильщики и с ними велись нудные беседы. А вот раздельных школ не застал (они были отменены вскоре после смерти Сталина — в 1954 г. Присутствие девочек изучению предметов, по-моему, не мешало. Мешала, скорее, чрезмерная численность класса (примерно 30 чел.).
Ученики каждое утро не собирались в актовом зале (актового зала не было) и гимн страны не пели (по-моему, его, кроме радио, никто и нигде и не пел).
При всём этом школа всё же воспитывала в учениках любовь к Родине. Школьное, хотя и безсистемное, воспитание точно определяла какие качества человека являются высокими, а какие — подлыми. Уже в то время были популярны были песни под гитару, но не русские романсы а т.н. туристические. Хорошо играл (а, может, и пел) мальчик (я и его имя забыл) из нашего 8А (в 9 класс он не пошёл). Ансамбль «лесенка» почему-то не помню. м.б. потому что в 10 я открыл для себя романсы и появившиеся тогда ВИА считал суррогатами. но, м.б., «лесенка» 10В была лучше филармонических виа, если не по репертуару, то по исполнению… требовательность к санитарии в жизни детей, укреплению их здоровья, велась борьба за привитие детям привычек к физкультурным занятиям, чистоплотности и ведению здорового образа жизни.
Все мальчики обстригались наголо. Они должны были приходить в школу с нашивными на курточки белыми воротниками. В классах назначались санитары, которые проверяли ежедневно у учеников чистоту рук и ушей.
Регулярно проверялась отпаренность брюк и нагуталиненность обуви. Дети, соревновались между собой в опрятности, приобретая полезные привычки. До 1955 года девочки учились в женских школах, а мальчики в мужских.
Классы были большими — до 40 человек, тупых с проблемами не было. Система воспитания самоуправления на основе выборности начала давать сбои. Октябрятские звёздочки, пионерские звенья, отряды, дружины, комсомольские органы. Широко использовался детский труд. Дежурные должны были после ухода школьников домой убрать класс от мусора. Внешкольные события: станции юных натуралистов и юных техников, их выставки и состязания, дома пионеров с лабораториями авиамоделизма и судомоделизма, лесотехники, радиотехники, фотодела и т.п., кружки всевозможной художественной самодеятельности (хоровые, танцевальные, изобразительные, театральные и т.п.), спортивные секции (теннис, фигурное катание, баскетбол, волейбол, футбол, лыжи), кружки при ДОСААФ (парашютный, планерный, мотоциклетный, водноспортивный, стрелковый) и связанные со всем этим смотры, соревнования, эстафеты, слёты, спартакиады, кроссы, шахматные и шашечные турниры и т.п. И всё это многообразие было доступно, бесплатно обеспечивалось инвентарём, помещениями, педагогами, материалами, оборудованием. При воспоминании дух захватывает от того многообразия совершенно бесплатных возможностей заниматься.
ЧЕГО НЕ БЫЛО
В классе не было обсуждения профессий или ВУЗов. Учителям просто не ставили такую задачу — готовить нас к выбору профессии. Нас заставляли учить опусы Минпроса или даты, вроде восстания какого-то Уотта Тайлера (вообще, истории зарубежных стран уделялось времени намного больше, чем принято в большинстве других стран), а выбрать лучший ВУЗ для дальнейшего образования предоставлялось только самим, в свободное от обучения время.
Не было организации встреч выпускников со студентами или опытными людьми, не было и координации (а, м.б., в школе несколько человек выбрали один город или один ВУЗ).
Не учили объединяющих русских молитв и славянского языка (было при Петре I и до революции). Вместо молитвы сейчас часто исполняют глупую команду: «минута молчания». не учили этикету, игре на музыкальных инструментах. Вообще, музыке и живописи нужно учить до 10 класса. Не было и танцев (даже ежегодного бала), школьных спектаклей, концертов и художественной самодеятельности.
Не было обучения плаванию, минералогии (в харбинских реальных — было), ориентированию на местности, местной географии (до сих пор не знаю названий местных ветров (а, может, у них и названий-то нет). Вообще в обучении не было ничего местного, отличного от методик Москвы. Биология не учила растениеводству (работа на даче второй жены меня застала необученным). Мы не изучали особенности животных нашего региона, например, кедровок, дикуш, сов, не знали — какие виды являются редкими. Только отец, помнится, запретил раз и навсегда стрелять малых птичек, орлов и бурундуков (им и так трудно). Для обучения нестандартным дисциплинам нужны были люди со стороны (в школе — только штатные преподаватели) или отказ от утверждённых учебников.
Я только к 60 стал что-то понимать в кошках. Раньше я знал, что они орут весной и мяучат в остальное время года. Наша Сильвана скребёт лапой — убери — не только после посещения туалета: скребёт, стоя возле брошенной мной бумажки, а жена (В.А.) тут же это замечает. Сильвана в пять утра легонько трогает меня лапой — просыпайся и накорми меня. Если я её сажаю на шкаф (чтобы отстала), она не мяучит, а недовольно говорит: «гг.» что означает: ну и зачем? Но когда зову есть, она прилетает с воплем: «нгг»- что означает, полагаю,: «ну, наконец-то». Ложась, она занимает место, с которого максимальный обзор и подолгу утаптывает одеяло. Часто подойдёт и потрётся щекой: это мой хозяин. Погладишь её, она тебя оближет — вроде поцелует.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ В ШКОЛЕ
Появилось одёжное расслоение и в школе. Форма (соответствующая традиционной русской, введена в 1944 г.) как-то понемногу стала необязательной. Если посмотреть на фотографии начальных классов (на сайте), то заметим, что форма мальчиков исчезла в 60-е годы (в 1957 — была, а в 1967 — уже нет). А передники девочек встречаются не у всех (вероятно, становятся необязательными) в 3-кл в 1969 г., хотя встречаются и до сих пор. Форменные кепочки-шапочки и нашивные эмблемы на рубашках были бы полезнее значков. Но их не было. У старшеклассников формы не было совсем (особого цвета брюки или одинакового цвета шарфы).
У девочек была традиционная русская школьная форма — платья коричневые, передники чёрные (в праздничные дни — белые). Кружевных воротнички (в основном, сделанные своими руками) у девочек и учительниц были весьма разнообразны.
Школьная форма была очень полезна. Она не только уравнивала богатых и бедных (при общей абсолютной бедности различия в доходах были заметны) всех и способствовала концентрации внимания на школьных дисциплинах. В старших классах уже ощущалось имущественное неравенство учеников. Период общей чудовищной бедности закончился. В конце 50-х появились ТВ, 60-х магнитофоны.
Уравнивающая школьная форма в 1965-1967 г. уже не являлась обязательной. Импортные колготки, сапоги, кеды (кроссовок не было) уже показывали, что началось разложение советского общества и начало общества потребления. «Золотая молодёжь» местного уровня начала выделяться одеждой. А кому-то на пальто родительский комитет собирал деньги…
Форма обязывала быть строже к себе и другим.
На физкультуре девочки носили т.н. «чешки» (лёгкие тапочки), а мальчики — кеды (советского, или вьетнамского производства). Китайских не помню (хотя китайский компот в счёт поставок заводов ещё поступал).
Пирсинг на нижней губе у выпускниц (есть на выпускной фото магаданской гимназии в 2007 г.) и татуировки в наше время сочли бы признаками принадлежности к уголовникам.
УЧИТЕЛЯ
Маленькая зарплата выталкивает большинство педагогов в низший слой общества именно в школе во многом идет формирование умонастроений молодого поколения. Местные бюджеты эту ношу не тянут. Если сравнить финансирование в расчете на одного ученика в разных регионах, то разрыв составит 7–8 раз (!), то же и в зарплате учителей.
Сегодня 35 процентов всех расходов системы образования составляют платежи населения, а население (кроме Москвы и Нижневартовска) — нищее. Учителя в то время чувствовали большое уважение к себе со стороны родителей учеников и чиновников.
Они сносили свое положение с большим достоинством. Никогда никаких жалоб. Работа в две смены с иногда ужасными ребятами, достойный тон с родителями учеников, шутки с товарищами. Привычная книга перед сном. И над всем этим — бедность, аккуратная, заштопанная, чистоплотная бедность. С тех пор прошло 40 лет. Те учителя давно уже ушли из жизни. Сходят со сцены и те, кто тогда были мальчишками. Теперешние учителя не говорят по-французски и не пишут красивых писем. Одно осталось неизменным — бедность. Положение учителя с тех пор стало даже хуже.
Из трёх моих школ Первая сильно отличалась развитием (и сохранением) индивидуальности. По крайней мере, в мои (1964-1967) годы. Здесь не ущемлялись чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах. Никогда и никто из учителей школы не мог бы оскорбить словом или действием ученика (а ученики, всё же, были очень неравными и в развитии и в воспитании). Никогда и никто из учеников не мог бы оскорбить учителя (а учителя были очень разные, хотя и одного пола). Не было случанв ослушания. тем более хамства по отношению к ним (что сейчас пропагандирует ералаш).
Они уважали нас. я не помню окриков или разговора командами. Любое суждение не отвергалось. Не было и кнопок на стуле — учителей уважали.
Не могу сказать «любимый учитель»… Не могу и всё. Любимых у меня было немного: Мама, Сын, мои Женщины. А Учителя — все — были уважаемыми. Просто из-за профессии (как остались сейчас только муаллимы в Азербайджане). Кого-то больше (за профессионализм). Но, некоторых, и за отличные человеческие качества.
- ничтожная зарплата и перегруженность учителей;
- женский преподавательский состав;
- внеклассная работа учителей некомпетентна, этому просто не учат;
- методики пишутся далёкими от детей людьми;
- методисты следят за соответствием конкретным методикам;
- школа не учит детей последовательно мыслить (нет предмета логики);
- школа не готовит детей к жизни;
- Упростить программу (примерно впятеро).
- Восстановить предметные циклы, которые были в школе досоветской (церковный, классический, естесственный, гуманитарный, общего развития).
- Институт методистов — убрать.
- Запретить учителям заниматься не своим делом — никакой внеклассной работы, добавить фехтование, танцы, лошадь.
- Женский преподавательский состав заменить мужским.
ОДНОКЛАССНИКИ
В школьные годы я школой и одноклассниками (кроме товарища Саши) не интересовался (видать, были иные интересы). Вероятно, многое потерял. В 1967 г. было 10-х классов было, кажется, пять (А-Д). и я не знал НИКОГО из других классов. и многого не узнал. Например, я не узнал, почему Н. Мельникова (10-Д из 1967 г.) представлена на выпускных фотографиях двух разных лет (1966 и 1967) — неужто осталась на второй год?
В классе общались поверхностно и избирательно. помнятся только имена и то не всех. Кто чем интересовался примерно выявлялось. но кто где живёт, кто родители — оставалось неясным. Есть ли у него братья и сестры?> — не принято было интересоваться. теперь думаю — зря. так бы лучше учитывались интересы друг друга.
Грязнов Виктор — сосед по парте и товарищ. Где-то он сейчас: Был у меня и друг, с которым сидел 3 года за одной партой, к которому я часто заходил. Мама Саши Грязнова (Любовь Ильинична) работала учителем начальных классов в СШ-1. Общение с другом было всегда приятным. Он потом учился в РИИГА, но ушёл и потом работал где-то в Горьком.
Таран Игорь — вспоминается как самый красивый и благородный в классе. Немцова Лариса — самая красивая в классе. Ушла после 8 класса, училась в училище в Хабаровске и работала в Анадыре и Магадане. Светлое воспоминание. Покрасова, Пименова и Воробьёва держались вместе. Марковцев — один из двух самых способных по математике в классе. Намеревался поступить в институт стали и сплавов. Кислицин Игорь — самый обаятельный мальчик класса. сейчас — в Артёме. Саша Задерей — лучший ученик по математике. Он никуда не поступал сразу после школы. Лучшие в школе (да и в институте), почему-то не преуспевают в жизни. Что-то неладное в профессиональном отборе.
Хотя медалистов у нас в классе не было, но тупиц — тоже. Каждый отличался в чём-то и все были интересны по своему.
Из дневника Козина:
Как меня бесит манера держать себя этих молодых артистов. Вчера чета Пименовых устроила у вагона «разборку» с проводницей по поводу какого-то пустяка: «Назовите свою фамилию! Это вам так не пройдет! Вам не быть проводницей!» Что за хамы и подлецы!
Из дневника Печерского:
3-4 ноября. Снова походы по магазинам. На сей раз наш гид — Фира Пименова, магаданская знакомая, бывшая артистка Магаданского театра.
Я учился в СШ-1 в 1964-1967 гг. (8-10 кл). Жизнь тогда была прекрасна. Как я сейчас понимаю, в основном, потому что моя мама была жива. Мамы, как мне представляется, — единственные люди, которые любят не за то, какие мы (хорошо себя ведём или плохо, хорошо учимся или плохо), а такими, как есть. Отцы любят (если любят) за то, какие мы хорошие.
Любовь ко мне — то, что мне больше всего нравилось в людях тогда и нравится до сих пор.