86 лет назад была проведена неоднозначная операция по спасению участников экспедиции на затопленном «Челюскина». Её сопровождала уникальная пропагандистская кампания, мощное информационное воздействие на массы людей. Основные детали события известны всем (хочу верить). Но кое-что известно очень немногим.

Например то, что портом приписки «Челюскина» был Владивосток (отсюда он должен был работать). И то, что остатки «Челюскина» не найдены до сих пор. И то, что наградили не совсем тех, кого надо и не совсем за то, что следовало.

От «Челюскина» остались один спасательный круг и один судовой журнал. Зато пропагандистская кампания оставила несколько фильмов, десятки книг, сотни статей, а, главное, — отработанные методы информационного воздействия. Есть много общего в состоянии Страны сейчас (РФ) и тогда (в СССР). К 1933 году валютные запасы России были полностью потрачены на подготовку Мировой революции. Экономика и военный потенциал Страны были в упадке. «Великий Перелом» сломал сельское хозяйство аграрной страны и создал Великий Голод.

Советская Власть резко поменяла курс — стала «строить социализм в одной стране». Были заключены договоры на поставку Иностранного оборудования сразу для многих заводов. Чтобы оплачивать эти расходы нужно было золото Колымы.

Связь Дальнего Востока с Европейской Россией через КВЖД и Амур была разрушена (вначале — преступным отказом от дороги в пользу Китая, а затем — продажей дороги Японии). Сибирская дорога до 1939 года была однопутной и с потоком грузов не справлялась. Чтобы пополнить недавно (1930) воссозданный Тихоокеанский флот нужно было знать транспортные возможности Северного ледовитого океана.

Интерес к Арктике возник после сенсационного дрейфа норвежского «Фрама» и цусимской катастрофы. Специально для Арктики были построены (1909 г.) ПЕРВЫЕ исследовательские суда («Таймыр» и «Вайгач»). ПОСТРОЕНЫ В РОССИИ. И первое же их использование привело ОТКРЫТИЮ (1913 г.) Архипелага Николая 11 - нескольких больших арктических островов. Это было последнее великое географическое открытия века.

В Советское время исследование Севера практически остановилось. Опытные специалисты были убиты (как А.В. Колчак) или эмигрировали (как Б.А. Вилькицкий).

И, если в западной части Арктики исследования проводились (благодаря созданию ПЛАВМОРНИНА и первого советского океанографического судна «Персей», 1923г.), в восточной работы не проводились.

Но буквально за 8 лет исследование и развитие отечественного Севера резко изменилось (улучшилось). И, отчасти, из-за трагедии «Челюскина».

Началось всё с несчастного перехода О.Ю. Шмидта на «Сибирякове» из Архангельска во Владивосток. Ледокольный пароход «Сибиряков» был построен в Англии в том же 1909 т, его водоизмещение — 1383 т, а экипаж — 50 человек. В восточной части маршрута судно потеряло лопасти, потом — часть вала и практически лишилось хода (под самодельным парусом судно двигалась со скоростью 0.5 узла). До Владивостока судно не дошло: после ремонта в Иокогаме оно вернулось в Архангельск через Индийский океан). Однако на судне был мощный пропагандистский отряд (операторы, художник, журналисты и писатели), который смог превратить «конфузию» в «викторию»: Все участники перехода были награждены орденами («орденоносцы» тогда были редки). И.В. Сталин о них сказал крылатые слова: «Успехи экспедиции… доказывают, что нет таких крепостей, которых не могли бы взять большевистская смелость и организованность».

А, главное, было создано новое ведомство, специально предназначенное для исследования и развития СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ.

АН СССР считало, что хозяйственной деятельности должны предшествовать научные исследования. Товарообменные организации севера считали, что научные исследования совсем не нужны. Шмидт полагал достаточным деятельность Арктического института при поддержке министерств. Сталин настоял на создании особого ведомства-

Главного Управления Северного Морского Пути. Ему передавалась вся власть на северных территориях. СМП не только изучал возможности транспортного сообщения и поддерживал его, но и осуществлял ХОЗЯЙСТВЕННОЕ освоение ВСЕГО Севера Страны. Это был Аналог Ост-Индской Компании (государство в государстве). Писались словари для национальных языков, закладывались фактории и метеостанции. Проблемы по существу были одинаковыми — что в западной, что ы восточной части Арктики.

Но скоро ГУСМП вошло в конфликт с мощными ведомствами (например, с Дальстроем) и постановлением от 28.8.1938 г. СМП было разгромлено — его лишили хозяйственных полномочий. Развитие северных портов и территорий сразу же остановилось. После отъёма станций, учебных и научных организаций в 1958/1971 гг. осталась только Администрация Северного морского пути при ММФ. А после «катастройки» транспортное сообщение через СЛО прекратилось совсем, обезлюдили северные поселения и закрылось большинство метеостанций. Практически произошло уничтожение северной инфраструктуры. Всегда дотационные районы перестали получать поддержку государства. Лишь иностранные туристы арендуют наши оставшиеся исследовательские суда и ледоколы, которым нет места на Северной Русской Дороге.

Какие задачи ставились перед «Челюскиным»?

Цитируя Шмидта:

-надо было укрепить и продолжить опыт Сибирякова;

-проверить в каких пределах возможно плавание обычных(неледокольных) судов;

-«надо было сменить зимовщиков на о. Врангеля и расширить станцию.

В разобранном виде было два дома на о. Врангеля. По словам Шмидта, перевоз этих материалов и продовольствия не могли быть выполнены ледоколом. Потом оказалось, что Зимовщики были сняты в июле самолётом, а материалы для домов завезены в следующем году ледоколом.

Переход «Челюскина» — авантюра, неоправданный риск. Начальник экспедиции имел небольшой удачный опыт плавания на «Седове» к ЗФИ в 1919 и неудачный опыт плавания на «Сибирякове» в 1932 г. Экспедиция готовилась в страшной спешке и проводилась с задержками: 5 июня судно вышло из Копенгагена, 13 июля — из Ленинграда, Ленинграда, 10 августа — из Мурманска.

ЭЛЕМЕНТЫ УМОЛЧАНИЯ О «ПОХОДЕ «ЧЕЛЮСКИНА»

Несмотря на многочисленные книги и публикации о «Челюскине» также многочисленны связанные с ним. Вот что можно отметить из анализа ИЗВЕСТНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ.

1. мало что известно про большинство героев (как хорошо сказано: если С прикажет быть героем, у нас героем становится любой).

В истории «Челюскина» есть несколько псевдо сенсаций, появившихся недавно:

-второго затонувшего судна с заключенными, якобы сопровождавшего «Челюскин»;

-якобы специально ложных координат затопленного судна

-или полного заиления, помешавшего найти судно в 1974, 1989 и в 2004 г.

Оставляя в стороне эти домыслы (аргументированное их опровержение можно найти в интернете) хотелось бы привлечь Ваше внимание к реальным загадкам «Челюскина».

Среди них — трагическая судьба лётчика Фабио Бруновича Фариха. Молодые (т.е. неопытные) военные летчики должны были передать самолеты приглашенным опытным гражданским летчикам. Без своих летчиков Каманин лишался власти и становился бы одним из шести. Опытный Фарих предложил лететь на север попарно и вдоль берега (что потом и оказалось реализовано). Неопытный, но самолюбивый старший воинский начальник (Каманин) предлагал всем лететь вместе. Естественно, что вскоре самолеты разбрелись. Фарих придумал использование подвесные гондол для дополнительного размещения пассажиров (разведчик Р-5 рассчитан только на двоих человек). Она оказалась спасительной. Его идею приписали себе в своих мемуарах и Молоков и Каманин.

Более того, Каманин отдал предназначенный ему самолёт (самолёты были военного ведомства) другому неопытному военному лётчику. Даже отлученный из-за этого от основной операции, Фарих сделал многое. Судя по схеме из книги, он дважды перевозил челюскинцев из Уэлена в Провидение и забытых из-за шумихи зимовщиков на о. Врангеля. Но Фарих (как и Святогоров с 2 рейсами) оказались никак не награждены в приказе о лётчиках(представление о награждении готовил Каманин). Леваневскимй совсем никого не перевезший, получил звание Героя. Подчиненные Каманина Галышев (с одним рейсом) и Пивенштейн (с тремя) получили ордена Красной Звезды. Орденами отмечены совсем не перевозившие челюскинцев военные лётчики Бастанжиев и Демиров (их самолёты были разбиты и брошены). Совсем не награжден был также гражданский летчик Святогоров, который сделал два перелета с челюскинцами.

С того времени появилась советская градация событий: подвиг виновных, наказание невиновных, награждение непричастных.

Неизвестна судьба зайца Алексея Субботина, обнаруженного в трюме «Челюскина» и переданного затем на «Красин».

Непонятен выбор авторов для пропагандистской книги «Поход «Челюскина».

При крайне примитивном содержании некоторых воспоминаний, в книге — ограниченный круг авторов. Почему-то совсем нет рассказов некоторых участников — профессионалов: боцмана Загорского, опытных морских механиков Петрова, Пионтковского и Тойкина, радистов Иванова и Иванюка, биолога Белопольского (хотя есть упоминание о его дневнике).

При эвакуации с острова часть самолётов возвращалась порожняком (даже полеты 5-местного самолёта с 1-2 пассажирами). Отмечена крайняя бедность чукотских яранг и голодное существование людей и собак, обслуживавших челюскинцев, скудость оснащения больницы, отсутствие угля в ней (пограничники дали уголь только челюскинцам). Почему-то в конце эвакуации остававшиеся продукты, экспедиционное и личное (чемоданы) имущество, одеяла и рацию, даже — ящики с папиросами «с каким-то непонятным ожесточением» были сожжены?

Из воспоминаний Кренкеля: «Разложен последний парадный костер. Он был огромен. Туда пошли нераспечатанные рогожные кули с новехонькими полушубками, палатки, великолепные спальные мешки, личные чемоданы, подушки, одеяла… я собственными руками кинул в огонь два огромных фанерных ящика с папиросами первого сорта „Казбек“». Издёвкой на этом фоне выглядит аргументация в указе о награждении «за сохранность имущества экспедиции».

НЕСКОЛЬКО ПОЧЕМУ

– Почему при замполите, секретарях, 2 писателях, 2 корреспондентах, библиотекаре, «подготовке к возможной высадке» из «богатой» судовой библиотеки на льду оказалось только три случайные книги?

– Почему Шмидт установил на судне повышенные пайки только комсоставу? Ведь кочегарам калорий нужно побольше, чем трём заместителям, секретарю, кинооператорам или писателям…

И на судне и на льдине участники экспедиции жили совершенно по-разному: отдельно — те, кто жил на судне в одноместных (около 25) и двухместных (около 10) каютах и отдельно — те, кто жил в 50-местном трюме.

Часть героев была переброшена в Провидения и Лаврентия самолётами. Но те, кто жил в трюме, шли пешком. Интересно, что и Мать с младенцем не летела, а ехала 500 км на нартах. Об их состоянии можно судить по тому, что в пути пакет с ребёнком был потерян. К счастью, он был найден собакой.

Нигде и никогда не сказано: сколько участников экспедиции осталось на Чукотке. Не приводились списки и тех, кто ехал поездом.

Болезнь Шмидта в одних источниках определяют как грипп, в других — как воспаление лёгких. В Номе болезнь не определили и «для точного диагноза» Шмидта переправили в Сан-Франциско. Там врачи заключили, что он «может продолжать движение». И ответственный за потерю новейшего парохода Шмидт направился не на соединение с экспедицией, а на серию торжественных встреч в Америке.

ПРО УЧАСТНИКОВ «ПОХОДА»

В это число входили 52 (по другим сведениям-50) человека экипажа парохода, 29 человек экспедиции и 29 человек штата станции острова Врангеля.

Прикомандированы к штатной команде временно (рейс-то был перегонным) Мироненко, врач «Челюскина» и Расс П.Г. — инженер-конструктор Судопроекта. Экспедиция кроме, 10 научных сотрудников, включала следующих учёных лиц: БЕЛОПОЛЬСКИЙ Л.О. — зоолог, Гаккель Я.Я — картограф — геодезист, Лобза П.Г. — гидрохимик ВАИ, Простяков — синоптик, Стаханов В.С.-зоолог, Сушкина А.П. — ихтиолог, Факидов И.Г.-физик ЛФТИ, Хмызников П.К.-гидрограф, Ширшов П.П. — гидробиолог, Шпаковский Н.Н. — аэролог ВАИ, начальства (8 чел) Шмидт О.Ю. — начальник, директор ВАИ, Копусов И.А. — замнач экспедиции Баевский И.Л. — зам. нач, до того-член презид. Госплана, Бобров А.Н. — пом. по политчасти, Муханов Л. — секретарь Шмидта, Буйко П.С. — начальник полярной станции, помзав ОК Лен. обкома) включала ещё 4 пассажира в бухту Провидения (среди них — Комов Н.Н., метеоролог, Комова О.Н. — метеоролог), кто двое других — неясно. Мощный пропагандистский отряд (9 чел) корр. «Известий» Громов Б.В., писатель Семёнов С.А., Миронов А.Е. — журналист, фотограф Новицкий П.К., художник Решетников Ф.П., Сельвинский И. — корр. «Правды», Шафран А. — кинооператор Союзкинохроники, Трояновский М. — кинооператор).

А также в экспедицию вошли:

1903-30 БУЙКО Петр Семёнович, нач. пол. ст. (до-помзав ОК Лен.обкома).
1909 24 БУЙКО (Кожина) Лидия Фёдоровна, его жена.
1932 1 Буйко Алла, его дочь.
1905 28 ВАСИЛЬЕВ Василий Гаврилович, геодезист. (до того — н.с. ВАИ).
1912 21 ВАСИЛЬЕВА Дора Ивановна, жена (модельер). Р. во В-востоке.
1904 29 РЫЦК Викентий Иосифович, геолог (до — н.с. Главного геол. упр.
1907 26 РЫЦК Зинаида Александровна, жена.
1900 33 ПРОКОПОВИЧ Евгений Сергеевич, зав.факторией (до-Элтехстрой).
1909 24 ИВАНОВ Серафим Александрович, радист на Новой Земле.
НИКИТИН Константин Александрович, врач на зимовку.
ЗВЕРЕВ Александр Иванович, повар на зимовку.
ГУРЕВИЧ Виктор Евсеевич, в разных местах назван разно: кладовщик, механик, моторист,зав.факторией.
ПОГОСОВ Александр Ервандович, рабочий, моторист о. Врангель.
КОЖИН Константин Фёдорович, «служитель» для зимовки.
РЕМОВ В., гл.инженер по строительству СМП/инженер-строитель.
ВОРОНИН Петр Иванович, плотник по строительству.
ГОЛУБЕВ Василий Сергеевич, плотник по строительству.
КУДРЯВЦЕВ Дмитрий Иванович, плотник для строительства.
КУЛИН Николай Николаевич, плотник для строительства.
НИКОЛАЕВ Иван Кузьмич, печник для строительства.
СКВОРЦОВ Фёдор Яковлевич, плотник для строительства.
СОРОКИН Павел, плотник для строительства.
БАРАНОВ Василий Михайлович, столяр для строительства.
БЕРЕЗИН (?) Дмитрий Ильич, печник для строительства.
БЕРЕЗИН Михаил Ильич, брат-печник для строительства.
ЮГАНОВ Алексей Иванович, плотник по строительству.

НЕПРИЧАСТНЫЙ ГЕРОЙ

Разбив купленный на дорогую валюту новенький самолёт, Леваневский дал радиограмму не начальству с покаянием и объяснением, а Сталину, о готовности работать по заданиям правительства. Так он оказался не в числе наказанных, в в числе награжденных.

Но он не был единственным непричастным. В списке награждённых есть (под номером 75 в части, относящейся к экспедиционному составу) некто Шульман И.П. — «студент-исследователь». В ледовом лагере его не было. Заслуги, за которые он награждён орденом Красной Звезды и отнесён к участникам дрейфа, никак не отражены в официальном двухтомнике. Кто это, сейчас не знает никто. То ли писарь вписал своего родственника, то ли сам Мехлис.

ИХ БЫЛО ТОЛЬКО ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ

-«Для кормления» участников экспедиции в Ленинграде на судно было взято 26 (двадцать шесть) живых коров — солидное стадо. Оставляя в стороне целесообразность такого снабжения (впервые со времен средневековья), при ледяной температуре арктической воды на уровне трюмов. «Лена/Челюскин» был очень валким, коровы сбивались с ног даже при 3-балльном волнении.

КТО ВИНОВАТ?

– Капитан «Литке» Николай Николаев и замначальника Северо-восточной арктической экспедиции Александр Бочек рассказывали, что когда «Челюскин» отделяло от чистой воды незначительное расстояние, они дважды предлагали помощь и дважды получали отказ.

Так хотелось Шмидту самостоятельно пройти весь путь. Из-за самоуверенности он и погубил пароход.

ПРЕМИЯ В ВАЛЮТЕ

Как оказалось лучше всех были награждены* только за причастность к пропагандистской кампании) американские механики. Судите сами — при разной покупательной способности советского рубли и доллара и герои и механики были удостоены годового оклада в приложение к орденам. Орденом Ленина «за работу по перелету на льдину для снятия челюскинцев» были награждены механики:

Левари Уильям и Клайд Армистед. На льдину они не летали и обслуживанием новеньких самолетов американцы просто не успели заняться — те были слишком быстро разбиты.

Ордена Красной Звезды (и премии в размере полугодового оклада) получили непричастные к спасению челюскинцев: уполномоченный Правительственной Комиссии; председатель Чрезвычайной Тройки и два летчика отряда Каманина, отставшие по дороге.