В 1934 г. Дальгеофизин взял у ТИНРО в аренду приспособленную для экспедиционных работ шхуну «Россинант» (хххх тонн). В 1936 г. Владивостокская морская обсерватория купила шхуну «Опуха» (38 тонн) и вернула «Россинант». «Опуха» использовалась не только для снабжения береговых метеостанций. В 1936–1941 гг. ею выполнено несколько десятков океанографических станций. С началом войны шхуна была передана ТОФ. В 1947 г. обсерватория получила сразу 3 трофейных судна («Вестник», «Хронометр», «Аякс»), которые использовались в заливе Петра Великого.
В 1951 г. ПУГМС, которому принадлежал ДВНИГМИ, получил два СРТ (логгера) — «Дальневосточник» и «Гидролог». Эти суда смогли проводить исследования вдали от берегов.
В 1964 г. флот пополнился двумя СРТ («Зарница», переименованная в «Синоптик Ильинский» и «Прибой», переименованный в 1967 г. в «Вихрь»).
Морские Суда ДВНИГМИ и их характеристики перечислены ниже. В колонках последовательно (при отсутствии сведений — *) приведены:
- источник основных сведений (обычно РК — Регистровые книги);
- год начала работы судна (если он отличается от года рождения судна, то и он, последние цифры);
- порт приписки (у всех судов ДВНИГМИ это — Владивосток, хотя иногда РК говорит и иное);
- позывной (после 1993 г. позывной был изменён, отрицая преемственность РФ от СССР);
- полное весовое водоизмещение (в тоннах);
- название;
- тип (хотя суда проекта В-88 и назывались журналистами как «суда погоды»—НИСП, такого подтипа в РК нет) и принадлежность (все суда ПУГМС и ДВНИГМИ принадлежали ГМС, а управление и институт были только операторами);
- проект и город, где расположен судостроительный завод;
- размеры (длина, ширина, осадка в метрах);
- высота борта(ВБ), м;
- мощность основного двигателя, в л.с.;
- дальность плавания (ДП), мили;
- численность экипажа/экспедиции (общая—«чел.»; «20+12 э»: 20 — экипаж, 12 — научный состав);
- комментарии (судьба судна).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА ДВНИГМИ, ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ БОЛЕЕ 100 т
* | 1947(*) | Владивосток | * | * | Аякс | * | НИС (трофейная японская шхуна) Морской Обсерватории | * | * |
* | 1947(*) | Владивосток | * | * | Вестник | * | НИС (бывшая японская шхуна) ПУГМС | * | * |
* | 1947(*) | Владивосток | * | * | Хронометр | * | НИС (трофейная японская шхуна) Морской Обсерватории | * | * |
РК-64 | 1956-51 | Владивосток | UVZO | 460 | Гидролог | * | ис (срт) ПУГМС | Бойценбург 38.5х7.3х2.7 м ВБ3.5 м 1х300 лс. 9/7 уз. ДП3000 м 30 сут. 20+12 э. 2 лаб. | затонуло в шторм в Татарском проливе в феврале 1968. Погибли все. |
* | 1941 | Владивосток | * | * | Зыбь | * | НИС (бывший срт) ПУГМС | В Японии. 34.6х6.7х2.4 м ВБ3.2 м 1х400 лс? 9 уз. | Было в 50-х. |
РК-82 | 1956-51 | Корсаков | UVZN | 460 | Дальневосточник | * | эс (срт) ПУГМС | Бойценбург. 38.5х7.3х2.8 м ВБ3.5 м 1х300 лс. 9 уз. * * 20+12 э. 2 лаб. | Данные до 1969. (436 т). по «ЭСМ-66»: 1957 г. и 38.5 м |
* | 1957 | Владивосток | * | * | Океан | * | НИС ПУГМС | * | * |
* | 1957 | Владивосток | * | * | Атлас | * | НИС (ПСК) ПУГМС | По сообщению В.Б. Гречищева | * |
* | 1957 | Владивосток | * | * | Накат | * | НИС (пск) ПУГМС | По сообщению В.Б. Гречищева | списан в 1967 г. |
* | * | Владивосток | * | 105 | Прилив | * | НИС ПУГМС | пр. 286. Далянь. 26.9х5.3х1.9 м 1х300 лс. 11.2 уз. 5 сут. | было в 1950-х |
РК-64 | 1958 | Владивосток | UJGL | 452 | Зарница (с 1966-Синоптик Ильинский, но в РК-70: Зарница, до 1961 г. — СРТ-4594) | НИС (срт) Камчатского/с 1964-ПУГМС | Штральзунд. 39.2х7.3х2.8 м ВБ3.5 м 1х400 лс. 10.5/7 уз. ДП3000 м 30 сут. 20+12 э. 2 лаб. | данные — до 1972 г. в РК-64 и РК-70: пп-П/К. |
эсм66 | 1959-53 | Владивосток | * | 460 | Прибой (бывший срт-4142, а с 1967 г.— Вихрь) | НИС СахУГМС, с 1964 г. — ПУГМС | Штральзунд. 39.2х7.4х3.3 м ВБ3.5 м 1х300 лс. 9.8/7 уз. ДП3000 м 30 сут.(по эсм-66: 38.5х7.3х2.8 м 8 уз). 20+12 э. 2 лаб. | по в1998 данные до 1973 г. |
РК-82 | 1960-59 | Владивосток | UAAX | 3600 | А.И. Воейков | НИС ПУГМС/ДВНИГМИ | пр. 224 м Николаев-ЧСЗ. 84.7х14х5.5 м ВБ10 м 1х2000 лс. 12.9/10 уз. ДП15000 м 120 сут. 84+8 э. 12 лаб. | * |
РК-80 | 1959 | Владивосток | UNAC | 3600 | Ю.М. Шокальский | НИС ПУГМС/ДВНИГМИ (с 1971 г.) | пр.224 м Николаев-ЧСЗ. 84.7х14х5.5 м ВБ10 м 1х2000 лс. 12.9 уз. ДП15000 мм. 84+8 э. 60 сут. 51+57 э (54+54 э). 12 лаб. до 1980 г. | * |
РК-82 | 1967 | Владивосток | UHQS | 6934 | Академик Королев | НИС ПУГМС/ДВНИГМИ | пр.976. Висмар. 123.9х17.1х6 м ВБ10.8 м 2х4000 лс. 18 уз. * * * пассажирское по РК-99. | Разделано в 2003 г. |
РК-82 | 1967 | Владивосток | UMAY | 6934 | Академик Ширшов | НИС ПУГМС/ДВНИГМИ | пр.976.Висмар.123.9х17.1х6 м ВБ10.8 м 2х4000 лс. 18 уз. * 76+77 э. 25лаб. пассажирское в РК-95 и РК-2005. в РК-99: UHIT, исследовательское. | Неясно когда списано. По сообщению В.Б. Гречищева списано первым из 70-десятников |
РК-82 | 1968 | Владивосток | EREB | 4146 | Волна (с 1993 г. — Бриз) | НИС ПУГМС/ДВНИГМИ (с 1971)/Одо ГОИН (с 1984 г.). | пр. В88. Щецин. 97.1x13.8x5.2 м ВБ8.8 м 2х2400 лс. 16 уз. 55+50 э. | С 1993 г. — челночник, с 1986 г. порт приписки — Одесса, нет в РК-99. В августе 2006 г. порезано в Турции |
РК-82 | 1969 | Владивосток | ЕRЕН | 4069 | Прибой | НИС ПУГМС/ДВНИГМИ | пр. В88. Щецин. 96.4x13.8x5.3 м ВБ8.8 м 2х2400 лс. 16 уз. 55+50 э. | нет в РК-95. Было в 2005 г. Разделано в 2011 г. |
РК-82 | 1969 | Владивосток | EREC | 4145 | Прилив | НИС ПУГМС/ДВНИГМИ | пр. В88. Щецин. 97.1x13.8x5.2 м ВБ8.8 м 2х2400 лс. 16 уз. 55+50 э. | Разделано в 2011 г. |
РК-82 | 1969 | Владивосток | EREI | 4162 | Океан | НИС ПУГМС/ДВНИГМИ | пр.В88. Щецин. 96.9x13.8x5.3 м ВБ8.8 м 2х2400 лс. 16/13 уз. 50+55 э. | с 2002-грузо-пассажирское. Разделано в 2011 г. |
РК-82 | 1974 | Холмск | UEAK | 1133 | Валериан Урываев | НИС СахУГМС/ПУГМС/ДВНИГМИ | пр.1532.Хабаровск-ССЗ.54.8х9.5х4.2 м ВБ5.2 м 1х1000 лс. 12/10 уз. 25+15 э. 11 лаб. | с 1982 г. пп-Владивосток |
РК-82 | 1976 | Владивосток | UTAJ | 273 | Георгий Матвейчук | НИС ПУГМС/ДВНИГМИ | пр. 388-НИС. Сретенск-ССЗ. 34х7.1х2.6 м ВБ3.7 м 1х305 лс. 9.1 уз. ДП2160 м 7 сут. 14+7 э. | Продан в 1990 г. В 1990 г. принадлежал ООО «Прибой», в 1995 г. — АО «Изо». в 1990 г. пп — Невельск, затем пп — Южно-Курильск. Нет в РК 2005 г. |
РК-82 | 1978 | Владивосток | ESGG | 1132 | Вячеслав Фролов (Мираж с 1996 г.) | НИС ПУГМС/ДВНИГМИ | пр.1532. Хабаровск-ССЗ. 55.6х9.5х4.2 м ВБ5.2 м 1х1000 лс. 12/9 уз. ДП7000 мм. 32 сут. 20+14 э. | по РК-2007 позывной — UEFZ |
РК-95 | 1982 | Владивосток | UUPB | 2140 | Академик Шокальский | НИС / пассажирское (с 1997 г.) ДВНИГМИ | пр.637. Турку. 71.1х12.8х4.5 м ВБ6.5 м 2х1560 лс. 14 уз. ДП14000 м 50 сут. 38+28 э. 11 лаб. 56 пассажиров. | по РК-99 позывной UBNF |
РК-85 | 1982 | Владивосток | UJWO | 2140 | Профессор Хромов | НИС ДВНИГМИ | пр.637. Турку. 71.1х12.8х4.5 м ВБ4.5 м 2х1560 лс. 14 уз. ДП14000 м 50 сут. 38+28 э. 11 лаб. | По РК-85 принадлежит АН СССР. По РК-95 новый позывной — UWEC |
РК-95 | 1987 | Владивосток | UQHM | 929 | Павел Гордиенко | НИС ДВНИГМИ | пр.655. Турку. 49.9x10x3.6 м ВБ5 м 1х1340 лс. 12.8 уз. 35 сут. 21+7 э. (960 т). | * |
Как видно, суда поступали в институт (УГМС) четырьмя партиями: 1957-1960, 1967-1969, 1974-1978, 1982. Вероятно, до них была и партия военных трофеев, но нам про неё точно ничего не известно. Известно точно, что из двух больших (72 зверобойных-гидрографических, проект 220 и 54 парусно-моторных шхун и баркентин) серий финских судов, построенных в счёт репарации, ПУГМС не досталось ничего. Как, впрочем, и из венгерских судов, построенных в счёт репараций (пр. 650).
Первая партия, кроме судов, построенных в Николаеве, включала логгеры, построенные в ГДР (в счёт репараций) и трамвайчики, построенные в Китае (в счёт оплаты за поставленные военные заводы). Вторая и третья партии (суда из ПНР, ГДР и Финской Республики) уже оплачивались невозвратными ресурсами. Только три суда ДВНИГМИ, работающие до сих пор, были отечественного производства: «Валериан Урываев, «Мираж»/«Вячеслав Фролов» и «Георгий Матвейчук». Последнее было продано в начале лихих 90-х. Нелогично — старые, выработавшие ресурс «Прибой» и «Прилив» оставлены, а новое, удобное для съёмок залива Петра Великого судно продано…
Исследовательский флот ДВНИГМИ был одним из самых больших и современных. Он включал в годы максимального развития около десятка больших судов. И каждый из них производил около сотни Океанографических станций за стандартный (2-3 мес.) рейс. А таких рейсов каждое судно делало 3-4 в год. Качество данных ДВНИГМИ было выше,чем в других ведомствах,хотя качество поставляемых батометров и зондов всегда были проблемой. Про точность определения солёности мы уже упомянули.
Конечно, исследовательские флота ГС ТОФ и ТИНРО/ТУРНИФ и ТОИ ДВНЦ тоже были большими, но только суда ДВНИГМИ производили измерения температуры и солёности в большом количестве. Измерений, заметим, могло быть и больше, но самые большие суда постоянно были заняты обеспечением космических пусков в южной части Океана и суда, постоенные В Европе годами бегали туда-сюда без работ.
Но и работали много. Летом и зимой, днём и ночью в любую погоду, вдали от берегов, часто подолгу без заходов в порт. Терпя унижение от идиотских правил, от непатриотичной таможни. Учёные, техники и моряки на судах ДВНИГМИ старательно работали, производя данные, нужные для познания природы. Противоречий между «наукой», «палубой» и «машиной» не было (при мне не было и я не слышал) — все были заряжены на командную работу без понуканий и работали столько, сколько было нужно. Работали в своей одежде (казёнными были только ватники) и компенсации за заляпанную тросовым мазутом обувь никто не получал. Но о реалиях жизни на судах допишу как-нибудь потом…
Работали исследовательские суда (экспедиционные коллективы) так (успешно или посредственно), как позволяли работать капитаны и начальники экспедиции.
КАПИТАНЫ. ЗКН. ВРАЧИ.
Большие суда ДВНИГМИ водили (по неполным данным) 34 капитана (полный лист см. в конце раздела).
Из них 7 (Акимов Л.Ф., Василевский Н.И., Виноградов Н.И., Голубков В.С., Иванов Г.В., Колесников Ф.Ф., Ростовцев О.А.) стали капитанами в ДВНИГМИ, а 8 были капитанами одного из морских судов ДВНИГМИ более чем в 10 рейсах. Из них трое — В.Г. АЛЬПЕР, Е.М. ИВАНОВ И П.Г. КАБАНКОВ более 30 рейсов совершили на одном судне («А.И. Воейков», «Академик Ширшов», «Прибой» соответственно).
Можно выделить суда с редкой сменой капитанов:
«А.И. Воейков» (капитан менялся только 5 раз за 47 рейсов — 29лет), «Академик Королёв» (2-14-4, ДАННЫЕ НЕПОЛНЫЕ), «Академик Ширшов» (7-49-23), «Прибой» (8-54-21) и суда с наиболее частой сменой капитанов:
«Вячеслав Фролов» (10 раз за 30 рейсов), «Океан» (6 на 18, ДАННЫЕ НЕПОЛНЫЕ), «Волна» (11 на 36рейсов).
Сведения по «Академику Королёву», «Океану» и «Приливу» ещё могут сильно измениться при появлении отсутствующих сведений.
Самые устойчивые капитаны ДВНИГМИ/ПУГМС
Капитан | Судно | На всех судах |
---|---|---|
АЛЬПЕР В.Г. | А.И. Воейков, 32 рейса | 46 |
ИВАНОВ Е.М. | Академик Ширшов, 34 рейса | 36 |
КАБАНКОВ П.Г. | Прибой, 32 рейса | 33 |
КИСИЛЁВ И.Б. | Профессор Хромов, 25 рейсов | 30 |
МЕЛЬНИКОВ Ю.В. | 28 | |
БОРИСОВ А.Х. | Океан, 23 рейса | 27 (данные неполные) |
ЧУБУКОВ Г.Н. | Ю.М. Шокальский, 22 рейса | 25 |
СИМОНОВ Ю.А. | 21 | |
ГОЛУБКОВ В.С. | Павел Гордиенко, 19 рейсов | 20 |
КАТРАСОВ В.Ф. | 19 | |
ВИНОГРАДОВ Н.И. | Академик Шокальский, 14 рейсов | 19 |
РОСТОВЦЕВ О.А. | 17 | |
ХВОРОСТЯНКО В.И. | 15 | |
ИВАНОВ Г.В. | 13 | |
ЧУКОВ Е.Д. | 13 | |
ШТУКАНЕВ В.А. | Волна, 12 рейсов | 12 |
КАРПОВ В.И. | 11 | |
СУРЖЕНКО Г.В. | 11 |
ДРУГИЕ СУДОВЫЕ НАЧАЛЬНИКИ
По-моему, помполиты (первые помощники капитана) были полезны. Как дополнительная сила, к которой можно было обратиться в случае острой несправедливости. Конечно, некоторые функции у помполитов нужно было убрать, но сам этот институт третьей на судне власти следовало сохранить (например, как психолога или священника).
Впрочем, о судне можно судить не только по капитану, но и по врачу (при неумелом враче от банального аппендицита потеряла свою жизнь С.А. Зыкова). Но фамилии врачей в научном отчёте приводились редко (только при описании высадки больного или срочной операции на борту).
Так что известны фамилии лишь немногих из судовых врачей.
Житлухина Ксения Матвеевна | ПВ врач02 |
Краснов В.В. | врач16 врач17 |
Логвинова В.П. | ПЙ врач03 врач05 врач07 врач09 |
Романов В.О. | врач11 |
Семисотов В.И. | ПЙ врач26 |
Филиппеня С.С. | ПЙ врач53 |
Голованов В.В. | ОК врач31 |
Ксения Матвеевна известна тем, что исчезла с судна таинственным образом (утонула или была убита). С Валентиной Павловной мы подружились и тесно сошлись в двух моих рейсах на «Прибое». У неё погиб муж и она поменяла береговую работу на море. Много интересного и полезного я узнал от неё. И научила она меня не только вязать. Операции она делала почти в каждом рейсе. Романов В.О. известен тем, что в одном рейсе дважды требовал и получал заход в Папаэте для лечения его пациентов. Голованов В.В. также удалил аппендикс (или это был уже перитонит), но пациентке повезло — её вскоре доставили на берег.
Привлекательность судна для учёных и техников определяется, кроме порта предполагаемого захода, личностями зкн («зам. капитана по науке») и начальника отряда. Начальников отрядов для этого издания я выделил, а начальники экспедиции приведены ниже.
Из кого и как выбирались зкн, мне не всегда было понятно. В идеале это должен быть не чиновник (номенклатурный руководитель, а учёный. Не деспот, подчиняющий всех, а организатор, создающий условия, в которых люди работают качественно и получают удовольствие от работы. Понятно, что лучший зкн — карьерный (тот, что прошёл все ступеньки карьерного роста). Среди зам. начальников капитана по науке были мои однокурсники Б. Чернышов, Н. Рыков, Ю. Волков, А. Румянцев. Все — карьерные.