В 1934 г. Дальгеофизин взял у ТИНРО в аренду приспособленную для экспедиционных работ шхуну «Россинант» (хххх тонн). В 1936 г. Владивостокская морская обсерватория купила шхуну «Опуха» (38 тонн) и вернула «Россинант». «Опуха» использовалась не только для снабжения береговых метеостанций. В 1936–1941 гг. ею выполнено несколько десятков океанографических станций. С началом войны шхуна была передана ТОФ. В 1947 г. обсерватория получила сразу 3 трофейных судна («Вестник», «Хронометр», «Аякс»), которые использовались в заливе Петра Великого.

В 1951 г. ПУГМС, которому принадлежал ДВНИГМИ, получил два СРТ (логгера) — «Дальневосточник» и «Гидролог». Эти суда смогли проводить исследования вдали от берегов.

В 1964 г. флот пополнился двумя СРТ («Зарница», переименованная в «Синоптик Ильинский» и «Прибой», переименованный в 1967 г. в «Вихрь»).

Морские Суда ДВНИГМИ и их характеристики перечислены ниже. В колонках последовательно (при отсутствии сведений — *) приведены:

- источник основных сведений (обычно РК — Регистровые книги);

- год начала работы судна (если он отличается от года рождения судна, то и он, последние цифры);

- порт приписки (у всех судов ДВНИГМИ это — Владивосток, хотя иногда РК говорит и иное);

- позывной (после 1993 г. позывной был изменён, отрицая преемственность РФ от СССР);

- полное весовое водоизмещение (в тоннах);

- название;

- тип (хотя суда проекта В-88 и назывались журналистами как «суда погоды»—НИСП, такого подтипа в РК нет) и принадлежность (все суда ПУГМС и ДВНИГМИ принадлежали ГМС, а управление и институт были только операторами);

- проект и город, где расположен судостроительный завод;

- размеры (длина, ширина, осадка в метрах);

- высота борта(ВБ), м;

- мощность основного двигателя, в л.с.;

- дальность плавания (ДП), мили;

- численность экипажа/экспедиции (общая—«чел.»; «20+12 э»: 20 — экипаж, 12 — научный состав);

- комментарии (судьба судна).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА ДВНИГМИ, ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ БОЛЕЕ 100 т

*1947(*)Владивосток**Аякс*НИС (трофейная японская шхуна) Морской Обсерватории**
*1947(*)Владивосток**Вестник*НИС (бывшая японская шхуна) ПУГМС**
НИС «Вестник»
НИС «Вестник»
*1947(*)Владивосток**Хронометр*НИС (трофейная японская шхуна) Морской Обсерватории**
РК-641956-51ВладивостокUVZO460Гидролог*ис (срт) ПУГМСБойценбург 38.5х7.3х2.7 м ВБ3.5 м 1х300 лс. 9/7 уз. ДП3000 м 30 сут. 20+12 э. 2 лаб.затонуло в шторм в Татарском проливе в феврале 1968. Погибли все.
*1941Владивосток**Зыбь*НИС (бывший срт) ПУГМСВ Японии. 34.6х6.7х2.4 м ВБ3.2 м 1х400 лс? 9 уз.Было в 50-х.
РК-821956-51КорсаковUVZN460Дальневосточник*эс (срт) ПУГМСБойценбург. 38.5х7.3х2.8 м ВБ3.5 м 1х300 лс. 9 уз. * * 20+12 э. 2 лаб.Данные до 1969. (436 т). по «ЭСМ-66»: 1957 г. и 38.5 м
эс «Дальневосточник»
эс «Дальневосточник»
*1957Владивосток**Океан*НИС ПУГМС**
*1957Владивосток**Атлас*НИС (ПСК) ПУГМСПо сообщению В.Б. Гречищева*
*1957Владивосток**Накат*НИС (пск) ПУГМСПо сообщению В.Б. Гречищевасписан в 1967 г.
**Владивосток*105Прилив*НИС ПУГМСпр. 286. Далянь. 26.9х5.3х1.9 м 1х300 лс. 11.2 уз. 5 сут.было в 1950-х
НИС «Прилив»
НИС «Прилив»
РК-641958ВладивостокUJGL452Зарница
(с 1966-Синоптик Ильинский, но в РК-70: Зарница, до 1961 г. — СРТ-4594)
НИС (срт) Камчатского/с 1964-ПУГМСШтральзунд. 39.2х7.3х2.8 м ВБ3.5 м 1х400 лс. 10.5/7 уз. ДП3000 м 30 сут. 20+12 э. 2 лаб.данные — до 1972 г. в РК-64 и РК-70: пп-П/К.
эсм661959-53Владивосток*460Прибой (бывший срт-4142, а с 1967 г.— Вихрь)НИС СахУГМС, с 1964 г. — ПУГМСШтральзунд. 39.2х7.4х3.3 м ВБ3.5 м 1х300 лс. 9.8/7 уз. ДП3000 м 30 сут.(по эсм-66: 38.5х7.3х2.8 м 8 уз). 20+12 э. 2 лаб.по в1998 данные до 1973 г.
РК-821960-59ВладивостокUAAX3600А.И. ВоейковНИС ПУГМС/ДВНИГМИпр. 224 м Николаев-ЧСЗ. 84.7х14х5.5 м ВБ10 м 1х2000 лс. 12.9/10 уз. ДП15000 м 120 сут. 84+8 э. 12 лаб.*
НИС «А.И. Воейков»
НИС «А.И. Воейков»
РК-801959ВладивостокUNAC3600Ю.М. ШокальскийНИС ПУГМС/ДВНИГМИ
(с 1971 г.)
пр.224 м Николаев-ЧСЗ. 84.7х14х5.5 м ВБ10 м 1х2000 лс. 12.9 уз. ДП15000 мм. 84+8 э. 60 сут. 51+57 э (54+54 э). 12 лаб. до 1980 г.*
РК-821967ВладивостокUHQS6934Академик КоролевНИС ПУГМС/ДВНИГМИпр.976. Висмар. 123.9х17.1х6 м ВБ10.8 м 2х4000 лс. 18 уз. * * * пассажирское по РК-99.Разделано в 2003 г.
РК-821967ВладивостокUMAY6934Академик ШиршовНИС ПУГМС/ДВНИГМИпр.976.Висмар.123.9х17.1х6 м ВБ10.8 м 2х4000 лс. 18 уз. * 76+77 э. 25лаб. пассажирское в РК-95 и РК-2005. в РК-99: UHIT, исследовательское.Неясно когда списано. По сообщению В.Б. Гречищева списано первым из 70-десятников
РК-821968ВладивостокEREB4146Волна
(с 1993 г. — Бриз)
НИС ПУГМС/ДВНИГМИ (с 1971)/Одо ГОИН (с 1984 г.).пр. В88. Щецин. 97.1x13.8x5.2 м ВБ8.8 м 2х2400 лс. 16 уз. 55+50 э.С 1993 г. — челночник, с 1986 г. порт приписки — Одесса, нет в РК-99. В августе 2006 г. порезано в Турции
РК-821969ВладивостокЕRЕН4069ПрибойНИС ПУГМС/ДВНИГМИпр. В88. Щецин. 96.4x13.8x5.3 м ВБ8.8 м 2х2400 лс. 16 уз. 55+50 э.нет в РК-95. Было в 2005 г. Разделано в 2011 г.
РК-821969ВладивостокEREC4145ПриливНИС ПУГМС/ДВНИГМИпр. В88. Щецин. 97.1x13.8x5.2 м ВБ8.8 м 2х2400 лс. 16 уз. 55+50 э.Разделано в 2011 г.
РК-821969ВладивостокEREI4162ОкеанНИС ПУГМС/ДВНИГМИпр.В88. Щецин. 96.9x13.8x5.3 м ВБ8.8 м 2х2400 лс. 16/13 уз. 50+55 э.с 2002-грузо-пассажирское. Разделано в 2011 г.
РК-821974ХолмскUEAK1133Валериан УрываевНИС СахУГМС/ПУГМС/ДВНИГМИпр.1532.Хабаровск-ССЗ.54.8х9.5х4.2 м ВБ5.2 м 1х1000 лс. 12/10 уз. 25+15 э. 11 лаб.с 1982 г. пп-Владивосток
РК-821976ВладивостокUTAJ273Георгий МатвейчукНИС ПУГМС/ДВНИГМИпр. 388-НИС. Сретенск-ССЗ. 34х7.1х2.6 м ВБ3.7 м 1х305 лс. 9.1 уз. ДП2160 м 7 сут. 14+7 э.Продан в 1990 г. В 1990 г. принадлежал ООО «Прибой», в 1995 г. — АО «Изо». в 1990 г. пп — Невельск, затем пп — Южно-Курильск. Нет в РК 2005 г.
РК-821978ВладивостокESGG1132Вячеслав Фролов (Мираж с 1996 г.)НИС ПУГМС/ДВНИГМИпр.1532. Хабаровск-ССЗ. 55.6х9.5х4.2 м ВБ5.2 м 1х1000 лс. 12/9 уз. ДП7000 мм. 32 сут. 20+14 э.по РК-2007 позывной — UEFZ
РК-951982ВладивостокUUPB2140Академик ШокальскийНИС / пассажирское (с 1997 г.) ДВНИГМИпр.637. Турку. 71.1х12.8х4.5 м ВБ6.5 м 2х1560 лс. 14 уз. ДП14000 м 50 сут. 38+28 э. 11 лаб. 56 пассажиров.по РК-99 позывной UBNF
РК-851982ВладивостокUJWO2140Профессор ХромовНИС ДВНИГМИпр.637. Турку. 71.1х12.8х4.5 м ВБ4.5 м 2х1560 лс. 14 уз. ДП14000 м 50 сут. 38+28 э. 11 лаб.По РК-85 принадлежит АН СССР. По РК-95 новый позывной — UWEC
РК-951987ВладивостокUQHM929Павел ГордиенкоНИС ДВНИГМИпр.655. Турку. 49.9x10x3.6 м ВБ5 м 1х1340 лс. 12.8 уз. 35 сут. 21+7 э. (960 т).*

Как видно, суда поступали в институт (УГМС) четырьмя партиями: 1957-1960, 1967-1969, 1974-1978, 1982. Вероятно, до них была и партия военных трофеев, но нам про неё точно ничего не известно. Известно точно, что из двух больших (72 зверобойных-гидрографических, проект 220 и 54 парусно-моторных шхун и баркентин) серий финских судов, построенных в счёт репарации, ПУГМС не досталось ничего. Как, впрочем, и из венгерских судов, построенных в счёт репараций (пр. 650).

Первая партия, кроме судов, построенных в Николаеве, включала логгеры, построенные в ГДР (в счёт репараций) и трамвайчики, построенные в Китае (в счёт оплаты за поставленные военные заводы). Вторая и третья партии (суда из ПНР, ГДР и Финской Республики) уже оплачивались невозвратными ресурсами. Только три суда ДВНИГМИ, работающие до сих пор, были отечественного производства: «Валериан Урываев, «Мираж»/«Вячеслав Фролов» и «Георгий Матвейчук». Последнее было продано в начале лихих 90-х. Нелогично — старые, выработавшие ресурс «Прибой» и «Прилив» оставлены, а новое, удобное для съёмок залива Петра Великого судно продано…

Исследовательский флот ДВНИГМИ был одним из самых больших и современных. Он включал в годы максимального развития около десятка больших судов. И каждый из них производил около сотни Океанографических станций за стандартный (2-3 мес.) рейс. А таких рейсов каждое судно делало 3-4 в год. Качество данных ДВНИГМИ было выше,чем в других ведомствах,хотя качество поставляемых батометров и зондов всегда были проблемой. Про точность определения солёности мы уже упомянули.

Конечно, исследовательские флота ГС ТОФ и ТИНРО/ТУРНИФ и ТОИ ДВНЦ тоже были большими, но только суда ДВНИГМИ производили измерения температуры и солёности в большом количестве. Измерений, заметим, могло быть и больше, но самые большие суда постоянно были заняты обеспечением космических пусков в южной части Океана и суда, постоенные В Европе годами бегали туда-сюда без работ.

Но и работали много. Летом и зимой, днём и ночью в любую погоду, вдали от берегов, часто подолгу без заходов в порт. Терпя унижение от идиотских правил, от непатриотичной таможни. Учёные, техники и моряки на судах ДВНИГМИ старательно работали, производя данные, нужные для познания природы. Противоречий между «наукой», «палубой» и «машиной» не было (при мне не было и я не слышал) — все были заряжены на командную работу без понуканий и работали столько, сколько было нужно. Работали в своей одежде (казёнными были только ватники) и компенсации за заляпанную тросовым мазутом обувь никто не получал. Но о реалиях жизни на судах допишу как-нибудь потом…

Работали исследовательские суда (экспедиционные коллективы) так (успешно или посредственно), как позволяли работать капитаны и начальники экспедиции.

КАПИТАНЫ. ЗКН. ВРАЧИ.

Большие суда ДВНИГМИ водили (по неполным данным) 34 капитана (полный лист см. в конце раздела).

Из них 7 (Акимов Л.Ф., Василевский Н.И., Виноградов Н.И., Голубков В.С., Иванов Г.В., Колесников Ф.Ф., Ростовцев О.А.) стали капитанами в ДВНИГМИ, а 8 были капитанами одного из морских судов ДВНИГМИ более чем в 10 рейсах. Из них трое — В.Г. АЛЬПЕР, Е.М. ИВАНОВ И П.Г. КАБАНКОВ более 30 рейсов совершили на одном судне («А.И. Воейков», «Академик Ширшов», «Прибой» соответственно).

Можно выделить суда с редкой сменой капитанов:

«А.И. Воейков» (капитан менялся только 5 раз за 47 рейсов — 29лет), «Академик Королёв» (2-14-4, ДАННЫЕ НЕПОЛНЫЕ), «Академик Ширшов» (7-49-23), «Прибой» (8-54-21) и суда с наиболее частой сменой капитанов:

«Вячеслав Фролов» (10 раз за 30 рейсов), «Океан» (6 на 18, ДАННЫЕ НЕПОЛНЫЕ), «Волна» (11 на 36рейсов).

Сведения по «Академику Королёву», «Океану» и «Приливу» ещё могут сильно измениться при появлении отсутствующих сведений.

Самые устойчивые капитаны ДВНИГМИ/ПУГМС

КапитанСудноНа всех судах
АЛЬПЕР В.Г.А.И. Воейков, 32 рейса46
ИВАНОВ Е.М.Академик Ширшов, 34 рейса36
КАБАНКОВ П.Г.Прибой, 32 рейса33
КИСИЛЁВ И.Б.Профессор Хромов, 25 рейсов30
МЕЛЬНИКОВ Ю.В.28
БОРИСОВ А.Х.Океан, 23 рейса27 (данные неполные)
ЧУБУКОВ Г.Н.Ю.М. Шокальский, 22 рейса25
СИМОНОВ Ю.А.21
ГОЛУБКОВ В.С.Павел Гордиенко, 19 рейсов20
КАТРАСОВ В.Ф.19
ВИНОГРАДОВ Н.И.Академик Шокальский, 14 рейсов19
РОСТОВЦЕВ О.А.17
ХВОРОСТЯНКО В.И.15
ИВАНОВ Г.В.13
ЧУКОВ Е.Д.13
ШТУКАНЕВ В.А.Волна, 12 рейсов12
КАРПОВ В.И.11
СУРЖЕНКО Г.В.11

ДРУГИЕ СУДОВЫЕ НАЧАЛЬНИКИ

По-моему, помполиты (первые помощники капитана) были полезны. Как дополнительная сила, к которой можно было обратиться в случае острой несправедливости. Конечно, некоторые функции у помполитов нужно было убрать, но сам этот институт третьей на судне власти следовало сохранить (например, как психолога или священника).

Впрочем, о судне можно судить не только по капитану, но и по врачу (при неумелом враче от банального аппендицита потеряла свою жизнь С.А. Зыкова). Но фамилии врачей в научном отчёте приводились редко (только при описании высадки больного или срочной операции на борту).

Так что известны фамилии лишь немногих из судовых врачей.

Житлухина Ксения МатвеевнаПВ врач02
Краснов В.В.врач16 врач17
Логвинова В.П.ПЙ врач03 врач05 врач07 врач09
Романов В.О.врач11
Семисотов В.И.ПЙ врач26
Филиппеня С.С.ПЙ врач53
Голованов В.В.ОК врач31

Ксения Матвеевна известна тем, что исчезла с судна таинственным образом (утонула или была убита). С Валентиной Павловной мы подружились и тесно сошлись в двух моих рейсах на «Прибое». У неё погиб муж и она поменяла береговую работу на море. Много интересного и полезного я узнал от неё. И научила она меня не только вязать. Операции она делала почти в каждом рейсе. Романов В.О. известен тем, что в одном рейсе дважды требовал и получал заход в Папаэте для лечения его пациентов. Голованов В.В. также удалил аппендикс (или это был уже перитонит), но пациентке повезло — её вскоре доставили на берег.

Привлекательность судна для учёных и техников определяется, кроме порта предполагаемого захода, личностями зкн («зам. капитана по науке») и начальника отряда. Начальников отрядов для этого издания я выделил, а начальники экспедиции приведены ниже.

Из кого и как выбирались зкн, мне не всегда было понятно. В идеале это должен быть не чиновник (номенклатурный руководитель, а учёный. Не деспот, подчиняющий всех, а организатор, создающий условия, в которых люди работают качественно и получают удовольствие от работы. Понятно, что лучший зкн — карьерный (тот, что прошёл все ступеньки карьерного роста). Среди зам. начальников капитана по науке были мои однокурсники Б. Чернышов, Н. Рыков, Ю. Волков, А. Румянцев. Все — карьерные.