Неоправданно интенсивное строительство научно-исследовательских судов в нашей стране в 1963-1985 годах привело не только к рекордному их количеству, но и к перенапряжению ресурсов Страны. Непосильная судостроительная программа, в числе прочего, разорила страну.

В нашем каталоге содержится более 1200 имён, характеристик и фотографий отечественных исследовательских судов, работавших для учёных. Анализ их имён представляется интересным и для читателей «Дальневосточного ученого».

До революции исследовательских судов было мало. В то время большую часть исследований в море проводили гидрографические суда (ГС) ВМФ. В России класс гидрографических судов был выделен за несколько лет до Великой Войны. Среди них самые известные — «Таймыр» и «Вайгач», сделавшие последнее великое географическое открытие 20 века. Кроме них еще два исследовательских судна оставили след в истории науки. Первое в мире научно-промысловое судно «Андрей Первозванный» было построено русским правительством для изучения причин проблем с рыбным промыслом на Севере и успешно использовалось для ежегодных экспедиций. Шхуна РАН «Заря» работала в России с 1899-го до 1915 года.

В Советском Союзе имя исследовательскому судну присваивалось только центральным ведомственным руководством. Выбор его зависел как от политической ситуации, так и от моды. Следования русским традициям или желаниям оператора (тем более, экипажа) в советское время не было. Не соблюдались принципы однородности, преемственности и неповторимости.

Такие разные, непохожие…

Суда двух из трех первых серий гидрографических судов, построенных в советское время (1936-1937), назывались неоднородно: «Камчадал», «Партизан», «Полярный», «Океан», «Охотск», «Мурман». Однородно были названы лишь суда третьей серии: «Норд», «Вест», «Зюйд», «Ост». Использование иностранных слов для замены русских было характерно для того времени.

Новые суда Севморпути (1934-1940 годы) также назывались неоднородно: «Папанин», «Академик Шокальский», «Полярник», «Торос», «Шторм», «Вихрь», «Песец», «Норд» (еще один), «Якутия», «Айсберг».

Долгое время неоднородность имен судов в сериях преобладала. Так из десяти имен НИС проекта 339 (1964-1973 годы) только три принадлежало ученым — «Академик Книпович», «Академик Берг», «Профессор Дерюгин», четыре — объектам греческой мифологии — «Аргус», «Одиссей», «Персей», «Посейдон», а три судна, как мне кажется, были названы случайными именами — «Скиф», «Экватор», «Ихтиандр». Из 11 имен научно-промысловых судов проекта 833 (1987 год) шесть принадлежало ученым («профессор Марти», «Фритьоф Нансен», «профессор Кагановский», «профессор Леванидов», «профессор Солдатов», «профессор Кизеветтер»), три — организациям («АтлантНИРО», «ТИНРО», «ПИНРО») и один — античным объектам («Атлантида»).

Имена судов одного проекта были неоднородными во всех ведомствах. Так, из шести очень больших (9140 т) гидрографических судов 852 проекта два названы в честь знаменитых: ученого — «Академик Крылов» и мореплавателя — «Иван Крузенштерн», а другие — в честь малоизвестных недавно умерших: писателя — «Леонид Соболев», командира — «вице-адмирал Владимирский», гидрографа — «Леонид Демин» и родственника — «Михаил Крупский».

… и неповторимые

Часто несколько исследовательских судов назывались одинаковыми именами. Например, многочисленны «Вега», «Волна», «Галс», «Гидролог», «Искатель», «Исследователь», «Норд», «Океан», «Ост», «Прилив», «Прибой», «Хронометр». Одновременно существовали суда с близкими именами: было несколько «Академиков Бергов» (в Мурманске, Астрахани и Владивостоке) и «Академиков Обручевых». Повторялись также «Айсберги» (в Мурманске и Архангельске), «Антаресы» (Мурманск и Калининград), «Бризы», «Геофизики», «Гидробиологи», «Гидрографы», «Зениты», «Ломоносовы», «Пегасы», «Тунцов», «Торосы», «Шельфы», «Шквалы», «Экваторы»… А уж «Гидрологов», «Исследователей» и «Искателей» были десятки. Дублирующие имена чаще появлялись в Гидрографической службе ВМФ. Например, в 1958 появилось ГС «Азимут» в Севморпути, а в 1962-м ГС «Азимут» на Балтфлоте; в 1963 году — СРТМ «Альтаир» в Калининграде, а в 1972-м одноименное ГС во Владивостоке, в 1951 году — «Антарктика» в Новороссийске, а в 1980-м ГС во Владивостоке…

Много имен близких (одинаковых — в сокращении): «Академик Сергей Королёв» и «Академик Королёв», «Николай Зубов» и «Профессор Зубов», «Академик С. Вавилов» и «Сергей Вавилов», «Профессор Книпович» и «Академик Книпович», «Академик Крылов» и «Академик Алексей Крылов», «Иван Месяцев» и «Профессор Месяцев», «Академик Наливкин» и «Геолог Дмитрий Наливкин», «Академик Ферсман» и «Геолог Ферсман». Это порождало недоразумения и ошибки.

В то же время сохранялись имена неблагозвучные — «Гигрометр», «НИС-5», «Процион», «Сейс-1», «Створ», «Торпеда», «Траверз», «Фарватер», «Электроразведчик», «Юнико», «17 съезд профсоюзов». Несколько учебных судов МГУ назывались «Московский университет». Также прославляли себя ТИНРО, ПИНРО и АтлантНИРО.

Сравнительно немногие имена исследовательских судов были преемственными (присваивались новому судну после списания старого в том же бассейне и ведомстве) такие, как «Витязь» и «Персей». Обычно имена менялись. Так имя второго русского океанографа Ю.М. Шокальского было представлено в самых разных вариантах. Среди них: «академик Шокальский» (хотя академиком Шокальский не был), «Ю. Шокальский», «Юлий Шокальский», «Ю.М. Шокальский». Имя первого русского исследовательского судна — «Андрей Первозванный» в советское время не присваивалось ни одному НИС. Вообще, большинство дореволюционных русских названий судов было изменено.

Каковы времена, таковы и имена

В русское (дореволюционное) время судно/корабль меняло имя очень редко и, в основном, из-за измены присяге (например, так был переименован «Князь Потёмкин Таврический»). В советское время переименование кораблей и судов стало не только массовым, но и частым.

Сразу после революции все имена судов, связанные с русской историей и православием, были просто запрещены и заменены на новые, нерусские. Так, «Андрей Первозванный» был обозван «Туманом», а затем и вовсе «Мглой».

На исследовательских судах появились имена функционеров – «М. Азизбеков», «Максим Горький», «Анастас», «Папанин» и очень «актуальных» для того времени — «Выдвиженец, «Красноармеец», «Первое мая», «Политотделец», «Пропагандист», «Совет».

Когда функционеров стали менять, пришлось менять и имена судов. Постепенно среди имен научных судов стали преобладать нейтральные, «неименные» имена (географических и биологических объектов, а также античные и технические).

Большинство судов названы именами выдающихся людей еще при их жизни. Например, «Профессор Рудовиц», «Академик Шулейкин», «Отто Шмидт», «Папанин». До начала 60-х годов они не переименовывались. «Ворошилов»/«Ильичёвск» был исключением (Климент Ефремович был замечен в «антипартийной группе).

Но фамилии живых людей на борту были только в довоенное время. Характерным для позднесоветского времени было поспешное переименование. От смерти номинанта до переименования судна редко проходило более пяти лет, а иногда — даже менее одного года. Так, быстро увековечили имена профессоров Колесникова и Куренцова, академиков Державина и Несмеянова, Михаила Сомова, Эрнста Кренкеля, Виктора Бугаева. Это происходит и в период дикого капитализма («Анатолий Гужвин» тому пример). Интересно, что это было особенно характерно для Одессы и нехарактерно для Владивостока (из пяти судов серии В88 в Одессе было переименовано четыре, а во Владивостоке — из четырех ни одного).

В наступивший капиталистический период массовые переименования связаны со сменой судовладельца. Так недавно исчезли многие имена, славные для России. Среди них: «Фаддей Беллинсгаузен» (c 1995 года — «Omega»), «Академик Алексей Крылов» («Киев»), «Космонавт Юрий Гагарин» («Агар»), «Академик Вернадский» («Глория»), «Академик Гамбурцев» («Фрегат»), «Академик Губкин» («Zephyr-1»), «Академик Наметкин» («Geo Arctic»), «Академик Немчинов» («Sirokko»), «Академик Шулейкин» («Polar pioneer»), «Академик Ферсман» («Спасатель Прокопчик»).

После раздела страны почему-то были переименованы «Молдавия» и «Аджария».

«Неименные»

Любопытно оценить выбор названий неименных судов. Для этого часто использованы города (в основном, малые). Оказалось, что исследовательские суда не удостаивались имени столиц (за исключением, почему-то, Вильнюса) и областных центров (за исключением Витебска, Могилёва и Смоленска). В названиях были широко представлены самоцветы, горные породы, геологические слои (Аквамарин, Аметист, Берилл, Гранат, Кварц, Янтарь, Монокристалл, Базальт, Диабаз, Триас, Рифт), а также мифологические персоналии (характерно, в основном, для научно-промысловых судов).

Что касается названий советских гидрографических судов… Создается впечатление, что их часто выбирали из ведомости оборудования: «Буссоль», «Компас», «Курс», «Курсограф», «Лаг», «Лот», «Нактоуз», «Нивелир», «Призма», «Протрактор», «Секстан», «Хронометр».

Китобойцы именовались прилагательными — «Быстрый», «Смелый» и «Задорный», «Звонкий». Они сохранили эти имена став, после запрета на промысел, судами геофизической разведки.

Выбор неименных названий судов часто связан с профилем работы (вулканолог, геолог, геофизик, гидробиолог, гидрограф, гидролог, гидрооптик, гидрохимик, гидронавт, изыскатель, ихтиолог, лоцман, метеоролог, моревед, наблюдатель, океанограф, океанолог, поиск, полярник, прогноз, эколог).

Мифологические имена преимущественно носили научно-промысловые суда. Среди таких имен: «Арго», «Aртемида», «Aтлантида», «Aхилл», «Аякс», «Борей», «Каллисто», «Одиссей», «Пегас (2)», «Персей», «Посейдон», «Плутон», «Танаис», «Тантал».

Реалии моря и неба были более распространены на бортах судов, естественно, Гидрометслужбы. Среди таких имен: «Атмосфера», «Океан», «Бриз», «Муссон», «Пассат», «Волна», «Прибой», «Прилив», «Сулой», «Зарница», «Заря», «Мираж», «Звезда», «Млечный путь», «Полярное Сияние», «Снег», «Шельф», «Шквал», «Шторм», «Зенит», «Полюс», «Экватор».

«Именные»

Из сотен именных научных судов менее десяти носили имена океанографов: Берёзкина (из Военно-Морской академии), Визе (АНИИ), Дерюгина (ГГИ), Зубова (ГОИН), Книпович (ВНИРО), Ширшова (ИО АН, ММФ), Шокальского (Географическое общество) и Шулейкина (МГУ, АН, ГМС, МГИ).

Наиболее часто морским судам присваивались имена ученых и военных, далеких от изучения океана. Интересно, что названия судов содержали обычно должности, звания и профессию — маршал, адмирал, вице-адмирал, капитан-лейтенант, лейтенант, академик, профессор, космонавт, геолог, что было необычно для мировой практики. Имена без звания (например, «Дмитрий Менделеев», «Яков Гаккель», «Иван Киреев», «Эрнст Кренкель», «Георгий Матвейчук», «Фритьоф Нансен») соответствовали тем, кто не был выбран в академики и не дослужился до адмиральского звания.

Имена трех ученых (Клёнова, Месяцева, Ратманова), связанных с изучением моря, были присвоены большим учебным судам Министерства рыбного хозяйства. Довольно много присваивалось судам имен достойных, но уже представленных на судах торговых и пассажирских. Очень небольшая часть фамилий, представленных на бортах судов, известна всем.

Примерно половина имен известны только специалистам. Но довольно много (около 10%) имен, которые, судя по Интернету, неизвестны большинству. Среди них профессора Багрицкий, Васенцов, Дорофеев, Кизеветтер, Куренцов и Панов.

Никогда исследовательские суда России не носили имена некоторых ученых, сделавших так много в изучении её морей. Среди них К.М. Бэр, Б.А. Вилькицкий, М.Е Жданко, Г.А. Клюге, М.Ф. Рейнеке, А.Ф. Трёшников, П.К. Хмызников, И.Б. Шпиндлер.

Особенно глубоко забыты ученые Дальнего Востока. Здесь исследовательских судов было несколько сот. Но имен дальневосточных ученых и специалистов среди них было менее десятка: Кагановский, Кизеветтер, Леванидов, Гагаринский, Синоптик Ильинский. «Именные» имена большинства научных судов Дальнего Востока, как правило, принадлежали ученым Москвы и Ленинграда. Даже «Урываев» (судно ДВНИГМИ) назван не по директору ДВНИГМИ (Павел Андреевич), а в честь директора ГГИ (Валериана Андреевича).

Среди незаслуженно забытых имен дальневосточников: Э.В. Майдель — гидрограф, океанолог и метеоролог (свои статьи он подписывал неудачно для советского времени — «Барон Э. Майдель»); К.А. Гомоюнов — океанограф ТИРХ, ГДУ, Дальгеофизина и АНИИ; А.Я. Таранец — один из первых гидробиологов ТИНРО; А.М. Баталин — основатель кафедры океанологии ДВГУ, ветеран гидрографии ТОФ; В.Ф. Козлов — наиболее авторитетный океанолог Дальнего Востока страны.

Дважды научное судно называлось в честь иностранца — Ф. Нансена (но грузовые суда СССР именами иностранцев назывались часто). При всем уважении к научным заслугам великого ученого (а также за нансеновские паспорта тем из русских эмигрантов и беженцев от турецкого геноцида, кто не хотел или не мог получить иное гражданство) его имя на борту отечественного судна значило отсутствие памяти русского океанографа. Отметим, что ни одно из иностранных научных (научно-промысловых или гидрографических) судов не носило русского имени. В то же время ни разу не представлены те иностранцы, кто работал в России или на Россию (например, Эйлер или Риман).

М.А. ДАНЧЕНКОВ,
зав.отделом океанографии ДВНИГМИ