Залив, где сходятся интересы

Экономические зоны в северо-западной части Японского моря
Рис. 1. Экономические зоны в северо-западной части Японского моря

К заливу Петра Великого (ЗПВ) сходятся (рис. 1) границы трёх стран (Российской Федерации, КНР и КНДР) и интересы, как минимум, — ещё трех (Республики Корея, Японии и США).

США не имеют здесь экономической зоны, а следят за этим районом потому, что заявленная область их интересов — весь мир. Для реализации своих интересов США и в прилегающем к ЗПВ регионе содержат несколько военных, военно-воздушных и военно-морских баз. А слабость военно-политического руководства нашей страны (СССР, РФ) после 1950 г. только поощряет постоянные провокации со стороны США.

КНР до недавнего времени был отделен от Японского моря 17-километровой перемычкой. Но после создания (в 1991 г.) особой экономической зоны «РаСон» (Сонбон-Раджин) 50-километровая перемычка на границе появилась уже для РФ — рис. 2.

Особая экономическая зона Китая в КНДР «РАСОН»(Сонбон-Раджин)
Рис. 2. Особая экономическая зона Китая в КНДР «РАСОН»(Сонбон-Раджин). П — Посьет, Х — Хасан

При этом Китай получил несколько преимуществ, которых не было бы у него по проекту «Туманган» (описание проекта приведено в Приложении).

Рыболовные траулеры КНР, прописанные в зоне РаСон, получили возможность добычи рыбы и морепродуктов в российских водах. РФ, как ранее и СССР, разрешала промысел судов КНДР в своей экономической зоне для голодающих жителей. Добытые в российской зоне (не только в Японском, но также и в Охотском и Беринговом морях) морепродукты КНДР вывозил на продажу за границу (в Японию и Китай). Предложение северокорейцам покупать лицензии на право добычи морепродуктов в российских водах (также — Берингова и Охотского моря) были отвергнуты.

В 2017 г. решением ООН (резолюция 2371) закупка морепродуктов из голодающей КНДР была запрещена. И РФ обязан был запретить северокорейцам рыбный промысел в своей зоне. Тогда КНДР продал (а КНР — купил) долговременные права для сотен китайских судов на промысел в северокорейской зоне. Китайские суда, как более технически оснащенные, быстро вытеснили суда корейцев КНДР из их зоны.

Так северокорейские суда были вынуждены вести уже браконьерский промысел в российской зоне. И они его ведут — тысячами судов, дрифтерными сетями- путанками, закрывая номера судов, агрессивно сопротивляясь аресту.

В КНДР (и в РаСон) условия для работы организаций РФ стали хуже. Совместные проекты с КНДР не работают. А для реализации российского проекта железнодорожного сообщения РФ с РК через КНДР теперь (из-за перемычки РаСон) требуется одобрение уже от КНР.

Единственная потеря Китая от отмены проекта «Туманган» — это неизменённый пограничный статус реки, не позволяющий сделать ее судоходной и построить в её устье речной порт.

Прифронтовой залив

Залив и прилегающие земли за последние 115 лет четыре раза были зоной военных конфликтов: Русско-японская война 1904-1905 гг., бои у озера Хасан в 1938 г., Вторая мировая война 1939-1945 гг., Корейская война 1951-1953 гг.).

Отметим наиболее заметные военные события в ЗПВ и прилегающем районе.

6.3.1904. Во время Русско-японской войны японская эскадра вошла в Уссурийский залив и в течение часа безнаказанно обстреливала Владивосток.

29.7–11.8.1938. Во время конфликта вдоль озера Хасан морских и речных операций не было. Не было и научных исследований. Не проведено даже измерений скорости и стока реки Туманган.

В 1945 году советские морские десанты были высажены в Сейсине (13-16.8.1945) и Расине (12-14.8.1945). На рис. 2 это — Чжонжин и Раджин, соответственно. Сопутствующих океанографических исследований не было. Атлас течений Японского моря, выпущенный ГС ТОФ в 1941 году, содержал несколько схем течений СЗ части моря, но без описания и анализа.

18.8.1945 г. Команда танкера «Таганрог» сбила японский самолёт над Владивостоком. Боевые корабли Базы и артиллерия береговой обороны главной военно-морской базы ТОФ прорыва японского самолета не заметили. А Владивосток в 2010 году стал «городом воинской славы».

8.10.1950. Американские самолеты намеренно обстреляли полевой аэродром «Сухая речка» (район б. Перевозной). Уничтожено 4 советских самолета, погибло несколько граждан СССР.

В следующем году (8.11.1951) над Заливом Петра Великого американские истребители сбили два советских.

Во время холодной войны (1950-1990 гг.) американские подводные лодки постоянно и скрытно патрулировали дальневосточные моря СССР. Самый большой их успех — многолетнее считывание информации с секретного кабеля связи в Охотском море. Но и в заливе Петра Великого неопознанные подводные лодки были замечены неоднократно. В печати такие случаи не оглашались. Известен лишь один случай, о котором была публикация (3.4.1981 г.) и произошло это только потому, что после столкновения «неопознанной ПЛ» с нашей К-324 последней потребовался капитальный ремонт.

6-7.8.1998. Произошло нелогичное и невероятное: американские боевые корабли получили разрешение командования ТОФ (!) на учебный десант в заливе Петра Великого. Конечно, под названием : «совместные учения». По плану ВМФ США американская морская пехота должна была высадиться с оружием на берег Уссурийского залива, пересечь линию фортов на полуострове Муравьева — Амурского и выйти к Амурскому заливу, перекрывая Сибирскую магистраль. Только из-за возмущения жителей Владивостока десантирование американской морской пехоты в «город воинской славы» было отменено. Но — отменено не совсем: лишь место десантирования было перенесено (в Славянку).

5.12.2018 ракетный эсминец США «MакКэмбелл» намеренно нарушил госграницу в районе ЗПВ.

Через два года (24.11.2020) другой эсминец США («Джон Маккейн») повторил нарушение, а руководство ВМС США заявило, что и впредь намерено делать это, так как США не признают российских границ. primamedia.ru/news/685183/. Судя по интервалу между событиями, такой инцидент будет повторен и в этом году.

Совет Министров СССР объявил залив Петра Великого внутренними водами СССР еще в 1957 году, но демонстративное пренебрежение этим США начали демонстрировать только после раздела СССР и подчиненного поведения властей РФ. Это решение не признали Великобритания, Франция, США, Япония. Они ссылались на то, что вход в залив составляет 102 мили, что значительно превышает установленную Конвенцией ООН по морскому праву норму для внутренних (территориальных) вод — не более 24 миль.

Между границей ЗПВ по прямой (устье Туманной – м.Поворотный) и границей 12-мильной зоны есть большой карман. Вот в него-то (рис. 3) и стремятся американские корабли, проверяющие наш флот на слабость (желание исполнять долг).

Граница залива Петра Великого по прямой и граница 12-мильной прибрежной зоны.
Рис. 3. Граница залива Петра Великого по прямой и граница 12-мильной прибрежной зоны.

В последние годы появилась опасность военного конфликта между Японией и РФ из-за неудовлетворенности Японии итогами 2МВ и растущей слабости РФ.

Но наболее реальна опасность военного конфликта в этом районе между КНДР и США. Власти КНДР продолжают дразнить Японию и США работой по созданию атомной бомбы, запусками ракет в сторону Японии и дипломатическими маневрами (отказ от запусков ракет — возобновление запусков — следующий отказ от запусков…).

Полеты ракет КНДР, включая крылатые, идут через российскую экономическую зону. Несмотря на возможные непубличные договоренности, это — явное нарушение суверенитета РФ и интересов жителей края. Некоторые из ракет пролетали близко от Находки. Протестов МИД РФ по этому поводу не было.

Несмотря на продовольственную помощь и разные формы экономической помощи, отношения КНДР и РФ нельзя считать дружескими. К российским судам в своей зоне власти КНДР относятся особо строго. Иногда (особенно, в районе мыса Мусодан) — российские суда задерживают. А 7.6.1990 г. военный корабль КНДР намеренно таранил советское исследовательское судно «Профессор Гагаринский», проходившее через северокорейские территориальные воды.

В последнее десятилетие явно обозначился экономический и военный интерес КНР в СЗ части Японского моря. Лов рыбы и кальмара в российских водах ведут уже не только северокорейские суда, но и китайские. Впервые за много лет в Японском море появились китайские боевые корабли. Это — не визит дружбы в какой-либо порт, а — демонстрация силы китайского флота, готовности защиты зоны РаСон и своих рыболовных судов.

И здесь ТОФ провел (14-17.10.2021) «совместные учения» с китайскими боевыми кораблями. Есть немецкая поговорка: «будь моим другом или я дам тебе по голове» (Такман, 1972). Похоже, что РФ стремится быть другом всем, кто бьет её по голове.

И в проекте АРГО наше сотрудничество отсутствует. Китайское судно ставило измерительные буи в экономической зоне Приморья.

Небоевые потери флота в ЗПВ

В ЗПВ происходили аварии и катастрофы гражданских судов, боевых кораблей и подводных лодок (ПЛ). О большинстве таких событий современникам не сообщалось. О некоторых событиях до сих пор есть только слухи. Лучше всего известны события, связанные с ПЛ (только как результат труда немногих подвижников истории подводного флотп). Среди них есть относящиеся к ЗПВ.

Две малые ПЛ (М-49 и М-63) в августе 1941 года не вернулись с патрулирования в ЗПВ. Предполагается, что они подорвались на своих минных полях. Место их гибели не найдено.

27 подводников К-56 погибли 13.6.1973 после удара от НПС «Академик Берг» у мыса Поворотного.

32 моряка С-178 погибли 21.10.1981 после удара от БМРТ «Рефрижератор-13» у о. Скрыплева.

На этом сайте выложена карта мест предполагаемого затопления ПЛ в ЗПВ во время «холодной войны».

Уважение к истории требует составления аналогичных карт для других затопленных и погибших в ЗПВ судов (пассажирских, транспортных, промысловых, исследовательских). Полагаем, что в ЗПВ их погибло немало.

В Приморском крае не было резервного производства для утилизации списанных кораблей и разделки судов. Поэтому большинство списанных кораблей и подводных лодок лишь складировалось в специальных местах. Там они и ржавеют до сих пор.

В ЗПВ многократно проходили аварии, крушения и катастрофы гражданских судов. Такие суда не убирались годами, даже в городской черте Владивостока. Их число — кратно больше показанных на современной навигационной карте ЗПВ (м. Песчаный, о. Рейнеке, о. Русский, камни Унковского, Андреева, б. Витязь, б. Диомид, б. Патрокл).

Мирный атом — в каждый дом.

10.8.1985 в бухте Чажма (36км от Владивостока) на ПЛ К-431 произошла катастрофа, которую отнесли к пяти самым опасным авариям мирного времени. Взрыв выбросил из подводной лодки сборку с активной зоной. Сразу испарились 8 офицеров и 2 матроса, а образовавшееся радиоактивное облако вышло на Уссурийский залив. Число пострадавших от радиации — около 1000 человек. 75% радиоактивного материала осталось на дне бухты. От советских граждан катастрофу скрыли, чтобы не платить компенсации пострадавшим. Их и не платили. Место катастрофы до сих пор не дезактивировано).

Недалеко от Владивостока начинается глубокая (с глубинами более 3000 м) котловина Японского моря. В котловине логично было скрыть накопленные в базе флота опасные боеприпасы (с отравляющими веществами или старые и непригодные), затем — радиоактивные секции и зараженные материалы от атомных ПЛ. И их там затопили. Район затопления боеприпасов отмечен на навигационных картах как запретный для любых работ (включая исследовательские океанографические и отбор проб на загрязнение).

Поэтому слежение за состоянием ржавеющих, загрязненных, зараженных радиоактивными отходами, с остатками топлива, потенциально опасных судов и кораблей не проводится.

Такое состояние не менялось годами и изменилось только после вмешательства Японии. Радиоактивная вода от складированных в б. Стрелок ПЛ и реакторных блоков накапливалась в особом танкере, а затем — танкер выходил и сливал зараженную воду вне залива. Один случай сброса радиоактивных вод привлёк внимание японской общественности. Японские рыбаки столкнулись с трудностями при продаже рыбы, выловленной в Японском море. Только тогда (в 1992 г.) общественности были показаны примерные места радиоактивных захоронений и открылась информация о катастрофе в Чажме. Положение изменилось еще более после проведения в 1992–1995 гг. серии совещаний и конференций, организованных правительством Японии. За счет японского правительства состоялась (9.1994) международная экспедиция для изучения состояния радиоактивного заражения вод северо-западной части Японского моря. Оказалось, что радиоактивность вод вне бухты Чажма — в пределах нормы.

Только финансовая поддержка японского правительства позволила создать (5.2013) в бухте Разбойник надежный комплекс для разделки и долговременного хранения реакторных отсеков. России были подарены также два портальных крана, буксир и плавучий док. Новый косплекс рассчитан на ежегодную утилизацию и хранение пяти радиоактивных блоков (а разделки уже сейчас ждут 70).

В портах ЗПВ и на бывших регулярных трассах скопились залежи нефтепродуктов и мусора. Помощи Японии в их ликвидации и утилизации пока не предвидится. А о поиске виновных в загрязнении вод ЗПВ и об их наказании публикаций в РФ не было никогда.

Залив чутко реагирует на изменение стоков, промышленных и городских. Резко сокращенная промышленность Владивостока, Уссурийска и Приморского края уже не является основным источником загрязнения вод ЗПВ. Самым опасным для залива стал сток отравленных вод пограничной реки Туманной. Но российские организации не отслеживают состояние речных вод и вод морских, прилегающих к устью пограничной реки.

Уникальный Залив

Залив Петра Великого уникален и представляет научный интересен во многих отношениях. Только здесь на небольшом пространстве можно встретить одновременно и теплые и холодные течения. Здесь обычны термические и солёностные фронты, теплые вихри и лед. Летом здесь можно встретить типичных обитателей субтропических морей — рыбу фугу, луну-рыбу, белую акулу. Зимой здесь обычны обитатели холодных морей: сельдь, навага, белуха. Отмечены случаи появления в заливе китов.

Зафиксировано (в результате вылова или их нападения на человека) несколько случаев появления теплолюбивых акул (летом 2007 г., 2011 г. и 2013 г.). Вечером 17 августа 2011 года в бухте Теляковского (северо-восточнее м. Гамов) произошло первое зафиксированное нападение, а потом — у о. Желтухина — второе. Акула-людоед появилась вместе с затоком теплых субтропических вод. Но перенос субтропических вод в северо-западную часть моря пока не исследован должным образом (он возможен и с юга и с востока).

Как распалась связь времен

В 1862 году появилась первая лоция ЗПВ. В 1901 году вышла в свет хорошо изданная лоция Восточного океана — результат многолетних российских гидрографических исследований. В ней, в частности, суммировались все известные сведения и о ЗПВ.

После 1917 г. многие русские морские офицеры — основные носители знания о Восточном океане — были уничтожены или были вынуждены покинуть Родину. Связь времён распалась. И уже первая советская лоция была шагом назад не только по полиграфическому исполнению, но и по знанию океанографии ЗПВ. Она была чужая, японская. Зато в ней не было «политически неверных мест».

Гидрографические исследования в заливе с уходом эскадры Г.К. Старка в октябре 1922 г. закончились. Вновь морские офицеры появились во Владивостоке только в 1932 году, а ТОФ (с отдельной гидрографический службой) появился еще позже (в 1935 г.).

В это время (до восстановления Тихоокеанского флота) стали заметны «гражданские» исследования ЗПВ. Они начались с созданием во Владивостоке университета и с возобновления работы Общества изучения Амурского края (ОИАК) в 1924 году. Однако, уже в 1925 году краевые власти по просьбе К.М. Дерюгина отняли сад-городскую станцию у негосударственного (!) ОИАК и передали ее создаваемой К.М. Дерюгиным научно-промысловой станции (ТОНС). Но с этого времени океанографических работ на ней не проводили уже никогда (даже после передачи станции Гидрометслужбе).

Человек, начавший в 1924г океанографические исследования Амурского залива со станции ОИАК, — это первый дальневосточный океанограф К.А. Гомоюнов (Данченков, Лобанов, Соколова, 2017). До сих пор востребован (цитируется) его «Гидрологический очерк Амурского залива и реки Суйфун» (1926). Краткие биографические сведения о нем и о некоторых других океанографах приведены в приложении.

С самого начала ТОНС (в 1929 году переименованная в ТИРХ) проводила исследования промысловых объектов залива (сельди, камбалы, сардины) и условий их обитания. Его сотрудники, в частности, отмечали все случаи проникновения теплолюбивых рыб в ЗПВ. Но океанографические исследования в ТОНС — ТИРХ, если и были, то в публикациях не отражены.

Но действительно мощные исследования вод залива начались только когда (1930 г.) во Владивостоке был создан второй (после ТИРХ) научно-исследовательский институт — Дальгеофизин. Он имел более научный и более морской профиль. Институт издавал журнал (как ТИРХ), но, в отличие от последнего, имел лаборатории гидрологическую, гидрохимическую, грунтов и несколько метеорологических. А также — квалифицированный экспедиционный состав.

После закрытия Дальгеофизина (1934 г.) вновь «распалась связь времен». Заново, после 15-летнего перерыва, исследования в ЗПВ начал преемник Дальгеофизина — ДВНИГМИ. В это время все исследования вод залива были отнесены к секретным (закрытым). Экспедиционные исследования ДВНИГМИ легли в основу закрытой монографии по океанографии Японского моря (1957 г.), малоинформативного «Гидрометеорологического очерка Амурского и Уссурийского заливов» (Ластовецкий и Вещева, 1964), и закрытого обзора гидрологического режима ЗПВ (Супранович, Якунин, 1976). А после этого исследования океанографии залива практически прекратились на 30 лет.

Воды заливов и бухт, близких к любому океанографическому институту, обычно хорошо изучены. Во Владивостоке расположено несколько больших океанографических институтов. Несмотря на это, знания по океанографии залива Петра Великого практически не менялись на протяжении полувека. Основное внимание владивостокских учёных в то время было посвящено тропическим районам Тихого и Индийского океанов.

Так, к началу ХХI века воды залива Петра Великого оказались по-прежнему малоизученными. Залив не был темой ни одной специализированной научной конференции, ни одной программы. Исключение составил инициированный КНР международный проект «Туманган» в середине 90-х годов прошлого века. Однако попытка КНР получить часть российской территории для создания китайского порта не удалась. И российские исследования вод этой части залива тут же прекратились.

Никто из владивостокских институтов не озаботился тем, чтобы выделить самый большой и самый интересный (с научной точки зрения) залив как особый объект исследования в универсальной десятичной классификации (УДК). Небольшие иностранные заливы в УДК есть, а отечественного (самого большого в Японском море) ЗПВ — нет. И до сих пор по этому ключу читатель не сможет найти соответствующие статьи и книги по океанографии или биологии залива. Авторы статей и в этой монографии — вынуждены приводить неверный УДК (всего Японского моря). А всего-то надо — подать своё предложение в международную организацию…

До сих пор остаются малоизученными (и даже безымянными) многие заливы и бухты ЗПВ. Не изучаются даже (!) внутригородские Золотой Рог и Босфор Восточный. Не изучены водообмен в проливах между островами и Приморское течение.

В трудное для отечественной науки время и региональная океанография находится на переломе. Отсутствие профессионального сообщества и соответствующего межведомственного журнала, отсутствие отечественных приборов и стендов, запредельное старение флота, ограниченное финансирование не способствуют прогрессу региональной океанографии. Качество научных исследований страдает от ведомственной разобщённости учёных и от необдуманных реформ.

Конференции по океанографии ЗПВ

Конференции по океанографии залива Петра Великого уменьшают ведомственную разобщённость учёных, способствуют их сотрудничеству, дают возможность общения и ускоренного обмена новыми знаниями.

Первая конференция по океанографии залива Петра Великого (2-3 апреля 2012 г., ДВНИГМИ) показала существовавший уровень знания по физической океанографии залива. Расширенные (до 4 стр.) тезисы докладов были выставлены на сайте ДВНИГМИ и оформлены на компакт-диске (СД). Из 25 представленных докладов 17 были сделаны сотрудниками ТОИ ДВО РАН, 4 — сотрудниками ДВНИГМИ и 4 — ТИНРО-центра. 15 экземпляров трудов (расширенные тезисы докладов) были переданы в основные институты и библиотеки города, а также в течение года были выставлены на сайте ДВНИГМИ. Компакт-диск с расширенными тезисами докладов доступен в ДВНИГМИ.

Вторая конференция прошла 15-17 мая 2013 г. в ТОИ ДВО РАН. Подавляющее большинство докладов (49 из 71) было сделано сотрудниками этого института. Однако, темы докладов вышли за пределы физической океанографии и самого залива. Зато впервые за 50 лет появились доклады по истории региональных океанографических исследований. Подборка (по выбору директора ТОИ ДВО РАН) статей по материалам докладов была опубликована в «Вестнике ДВО РАН» (№ 6 за 2013 г.).

После четырёхлетнего перерыва (26-28 апреля 2017 г.) в ТОИ ДВО РАН прошла третья конференция по океанографии залива Петра Великого. региональной океанографии. Снова большинство докладов было из ТОИ ДВО РАН и большинство не было связано с ЗПВ. Подборка статей (17 из 72 докладов) по выбору директора ТОИ ДВО РАН была опубликована в «Вестнике ДВО РАН» (№ 1 за 2018 г.).

На Четвёртую конференцию (15-16 мая 2018 г., в ДВНИГМИ) было представлено 28 тезисов докладов. Все — по теме конференции (океанографии залива Петра Великого).

Из них 8 было от сотрудников ДВНИГМИ, 7 — от ТОИ ДВО РАН, 7 — от ТИНРО, 6 — от других организаций. Подготовленный по материалам докладов сборник статей опубликован не был.

Основное внимание конференции 2018 года было посвящено физической океанографии (температуре, солёности, течениям, ледовым условиям). Не было докладов по базам данных, хотя ведомственная разобщённость в этой области не исчезла. Единичные работы отражали региональные исследования по метеорологии. Как и ранее, совсем не было работ по гидрологии суши. Вообще, вклад пограничной реки Туманной в океанографический режим залива не исследовался никогда. Лишь несколько докладов было по смежным разделам науки.

Приложение В1. Проект «Туманган»

В своей программной книге (Бжезинский З. «Великая шахматная доска. М. Международные отношения, 1998. 255 с.) враг России огласил наступивший глобальный передел «на обломках России, против России и за счет России».

Работа США по этой схеме началась полвека назад. Особое место при этом отводилось КНР как непримиримому врагу СССР. Убийство (1969) 58 пограничников на Даманском (и зверское убийство советского пленного пограничника) сделало невозможным нормальные отношения КНР с СССР. Но эти события стали поводом для резкого улучшения отношений между США и КНР. После визита в КНР президента США Р. Никсона (1972) между ними были восстановлены дипломатические отношения. А вскоре из ООН была изгнана Китайская Республика (не только верный союзник США, но и соучредитель ООН, участник коалиции стран — победителей во 2МВ). Так начались новейшие перемены на востоке.

После этого США инициировали и поддержали экономическое возрождение коммунистического Китая, установив приоритет КНР в торговле с США (1979).

В 1988г. центр «Восток-Запад» США (Гонолулу) предложил проект «Туманган», целью которого было отчуждение части территории СССР для создания китайских морского и речного портов. Интерес США и КНР в проекте был ясно очерчен на первой международной конференции по региональной океанографии (1988). Проводником интересов США с советской стороны был Тихоокеанский институт географии ДВО РАН.

По проекту Китай получал выход к Японскому морю и развитие своей прилегающей территории. Выгоды СССР в этом проекте не было. Непосредственные прямые и долговременные убытки от создания порта в устье Тумангана должны были понести ДВМП, РЖД, порты Владивосток и Находка. Для внутреннего использования декларировалось «укрепление роли России в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Интересы региона и московских властей страны резко и очевидно отличались.

В 1997 году Правительство РФ (В. Черномырдина) — согласилось на передачу международной компании (со штаб-квартирой в Нью-Йорке) первой части запрошенной территории — 160 гектаров в Хасанском районе. Следующим шагом от РФ должна была отойти территория площадью уже в 10 тыс. км2.

Несмотря на то, что земля передавалась не Китаю, а международной компании, передавалась якобы не навсегда, в только во временную аренду, суть была в том, что земля навсегда отчуждается от России.

С тех пор продажа земли иностранцам (иностранным компаниям) облегчилась и расширилась под самыми разными предлогами (в настоящее время — как «Территории Опережающего Развития») — вырубки леса, производства грязной сельхозпродукции и т.п. Все упомянутое соответствует основным понятиям плана З.Бжезинского: «на территории России, за счет России и против России».

Многие дальневосточные компании, связанные с ЗПВ, исчезли, были разорены или перепрофилированы. Крупнейшее пароходство (ДВМП) практически исчезло как транспортная отечественная компания, теперь это — лишь международный холдинг, без хозяйственных функций. РЖД (акционерная, негосударственная компания) иногда работает против интересов РФ. Так ею была построена железная дорога и угольный терминал в РаСон.

Народ России «безмолвствует» — по особенностям созданной избирательной системы практически не имеет возможности вмешаться в процесс раздачи вод и земель. Его бесправие было выявлено еще при отчуждении территории СССР в Беринговом море (73,1 тыс. км2) в 1990 г. Затем отчуждение территории РФ произошло в Баренцевом море (2011 г.) и вдоль пограничных с Китаем рек. Недопустимым по конституции и невыгодным с экономической точки зрения было отчуждение от РФ (2005) пригородных островов Большой Уссурийский и Тарабаров (174км2). Протесты хабаровского губернатора и местных депутатов последствий не имели.

Такое же (160 км2) отчуждение же могло произойти с пограничными землями и водами по проекту «Туманган». Но что-то здесь произошло не так. Отчасти потому, что в 1993 г приморским губернатором стал Е.И. Наздратенко. В июле 1994 года из документов проекта убрали упоминания об аренде земли в Хасанском районе. И проект фактически умер. Китай переключил внимание на РаСон и Монголию. Но нужно помнить, что администрация проекта ещё сохраняется в КНР в ожидании времени, когда РФ снова ослабеет.